Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Сабля офицерская, парадная, боевая, мамлюкского (восточного) типа, Йоменской кавалерии. Англия. Великобритания. Британская империя. Британское производственное изготовление начала XIX века (около 1801-1805 гг.). Время правления короля Великобритании Георга III (1760-1820 гг.). Эпоха Наполеоновских войн (1799-1815 гг.).

Описание:

Сабля офицерская, парадная, боевая, мамлюкского (восточного) типа, Йоменской кавалерии.

Англия. Великобритания. Британская империя.

Британское производственное изготовление начала XIX века (около 1801-1805 гг.).

Время правления короля Великобритании Георга III (1760-1820 гг.).

Эпоха Наполеоновских войн (1799-1815 гг.).

SONY DSC

Оригинал, подлинник.

На экспертизу представлена британская офицерская сабля, предположительно, начала 19 века.

Задачами экспертизы являются:

I) Определить технические характеристики сабли по ее составным частям (с описанием этих частей) и определить функциональное назначение этих частей.

II) Определить время и место изготовления сабли по ее составным частям, а также определить ее производителя.

III) Определить, к какому роду войск и воинскому составу относится сабля, а также ее образец года (с учетом  временного диапазона).

IV) Определить географический ареал бытования данной модели.

V) Экскурс из истории Йоменской кавалерии.

VI) Вывод о том, является ли предмет культурной ценностью.   

В ходе экспертной работы был применен метод визуального исследования сабли (без демонтажа эфеса).

Использовались:

— измерительные и увеличительные приборы;

— справочная литература на английском языке.

Общие параметры:

Общая длина сабли по диагонали (в ножнах) – 923 мм.

Длина сабли по диагонали (без ножен) – 913 мм

I

Клинок

 SONY DSC

 Общий вид клинка сабли.

 Параметры клинка в трехмерном объеме:

Длина клинка по диагонали – 795 мм.

Ширина клинка (в наиболее широкой части)  – 35 мм.

Толщина обуха клинка (в наиболее широкой части)  – 9 мм.

Клинок:

Клинок стальной, с большим изгибом полосы, выполненной методом ручной ковки с последующей доработкой ее поверхности (в том числе и полировальным инструментом, чьи следы фрагментально прослеживаются почти по всей длине полотна клинка). В своей основной части клинок широкодольный (долы получены фрезерной обработкой,  впервые  примененной в Германии в 17 в.) с заточенной внутренней кромкой и тупым плоским обухом. Сужение полотна клинка к боевому концу имеет плавные очертания.

По всей поверхности внутренней кромки нижней части полотна клинка можно наблюдать следы от зарубок, а на самом полотне следы очаговой коррозии (также в нижней части).

 SONY DSC

Конец полотна клинка.

По своим боевым качествам предназначался для односторонних рубящих ударов, а также для колющих выпадов.

Дополнение: поскольку демонтаж эфеса сабли (с целью изучения  хвостовика клинка сабли) считается невозможным, то рассмотрение хвостовика клинка сабли не ведется.     

SONY DSC SONY DSC

С обеих сторон полотно клинка на 40 % от общей площади украшено покрытием синего цвета (воронение), орнаментом растительного характера, вензелем с короной и гербом с текстовой надписью. Все выше перечисленные  изображения выполнены в технике гравировки, золочения и воронения (химический  процесс, обладающий способностью наложения красочного слоя на полотно клинка, который одновременно является и  антикоррозионным покрытием).

Последние две вышеизложенные техники покрытия сохранилась с явными следами потертости, что указывает на явно длительное использование предмета или не совсем бережного хранения. На обушной стороне полотна клинка техника  воронения представлена лишь фрагментально, хотя первоначально занимала ту же  площадь, что и обе стороны полотна клинка (40 % от общей площади).

Декоративное оформление с правой стороны полотна клинка можно условно подразделить на четыре композиционные группы (рассмотрение ведется от рукояти сабли):

№1) Композиция растительного орнамента.

№2) Композиция растительного орнамента.

№3) Композиция с изображением Королевского герба Великобритании,   состоящего из коронованного льва (символ Англии) и опоясанного  цепь единорога (символ Шотландии), поддерживающих с обеих сторон щит в обрамлении  ленты с надписью на французском языке HONI . SOIT . QUI . MAL . Y . PENSE (рус. перевод ДА БУДЕТ СТЫДНО ТОМУ, КТО ДУРНО ОБ ЭТОМ ПОДУМАЕТ) означающая девиз рыцарей Ордена Подвязки учрежденный английским королем Эдуардом III 23 апреля 1348 г.

Щит разделен на пять частей с малозаметными стилизованными изображениями: в верхнем левом и правом нижнем углах – три льва (олицетворение Англии), в правом верхнем углу – одиночный лев (символ Шотландии), в левом нижнем углу арфа (олицетворение Ирландии). В пятой  центральной части,  состоящей из накладного малого щита разделенного, в свою очередь на три поля, можно различить маловыразительные стилизованные изображения. В верхней части малого щита также маловыразительное изображение в отдаленности напоминающую стилизованную корону.

Большой щит увенчан государственной короной олицетворяющей правление царствующей династии. Под щитом в ленточном картуше надпись на французском языке DIEU . ET . MON . DROIT (русский перевод БОГ . И . МОЕ . ПРАВО), означающая британский королевский девиз возникший во времена английского короля Генриха V (1413-1422 гг.) и указывающая на божественное право монарха. Вся нижняя часть композиционной группы выполнена в обрамление орнамента растительного характера.

№4) Композиция растительного орнамента.

SONY DSC SONY DSC

Декоративное оформление с левой стороны полотна клинка можно условно подразделить на четыре композиционные группы (рассмотрение ведется от рукояти сабли):

№1) Композиция растительного орнамента.

№2) Композиция растительного орнамента.

№3) Композиционное изображение вензеля с инициалами G.R. и короны Святого Эдуарда георгианского типа.

№4) Композиция растительного орнамента.

Эфес

SONY DSC

 Общий вид эфеса сабли.

Параметры эфеса в трехмерном объеме:

Длина эфеса – 157 мм.

Ширина эфеса – 127 мм.

Расстояние глубины эфеса – 35 мм.

Эфес сабли состоит из шести элементов:

1) защитного перекрестия, двух боковых защитных щитков, и защитной дужки, изготовленных из латуни (с остатками позолоты);

2) планки и навершия, изготовленных из латуни (с остатками позолоты);

3) костяной  рукояти бело-желтого цвета;

4) позолоченной фиксирующей втулки, изготовленной из латуни;

5) соединительной головки верхней части хвостовика клинка, изготовленной из стали.

Примечание: каждый элемент эфеса, выполненный из цветного металла, первоначально имел равномерный слой позолоты (для защиты от коррозийных воздействий воздуха, а также для придания золотого блеска).

***

SONY DSC

Защитная дужка эфеса.

Защитное перекрестие, два защитных щитка и защитная дужка эфеса представляют собой единую, цельную деталь, отлитую в одной литейной форме из латуни с дальнейшей  доработкой путем следующих видов работ: удаление лишних частиц металла шаберным (шабер от немецкого– скребок) инструментом, обработка детали многолезвийным инструментом (надфилем) и абразивными материалами. Золотое покрытие детали, выполненное ртутным способом, сохранилось лишь на небольших периферийных участках. Вся остальная часть детали имеет налет коричневой патины.

SONY DSC

Защитное перекрестье эфеса.

Деталь имеет внешнее сходство с буквой S. В нижней части перекрестия по центру с обеих сторон два небольших полуовальных щитка, украшенных орнаментацией растительного характера. С правой  стороны защитного перекрестия выступающий вниз каплевидный отросток,  по центру прямоугольное отверстие для хвостовика клинка. В верхней части защитной дужки прямоугольное отверстие для темляка (петлеобразный шнур помогающий удержанию в руке холодного оружия в случай его падения). В конце перекрестия крепежный выступ для соединения с навершием эфеса.

Фиксация деталей была произведена путем насадки отверстия крепежного выступа (визуально не просматривается) на хвостовик и возможной дальнейшей стяжки (крепежа) с помощью гайки (визуально также не просматривается). 

Способ подстраховки для удержания холодного оружия при помощи темляка (рисунок с изображением французского офицера 1-го карабинерского полка периода Наполеоновских войн).

Защитное перекрестье и защитная дужка предназначались для защиты руки от прямых и боковых ударов (в том числе и каплевидный отросток и два небольших щитка предназначенных для «ловли» клинкового оружия противника).

Защитное перекрестие также играло роль как ограничитель при вкладывания сабли в ножны.

***

SONY DSC

Планка и навершие эфеса.

Планка и навершие эфеса  представляют собой единую, цельную деталь, отлитую из латуни с дальнейшей доработкой путем следующих видов работ: удаление лишних частиц металла шаберным инструментом, обработка многолезвийным инструментом (надфилем) и грубыми абразивными материалами. Золотое покрытие детали, выполненное ртутным способом, сохранилось лишь на небольших периферийных участках. Вся остальная часть детали имеет налет коричневой пптины.

Деталь Г-образной выгнутой формы, с навершием в виде львиной головы с вытянутыми вперед лапами. Элемент имеет два отверстия, одно для соединения с защитной дужкой эфеса, другое для насадки хвостовика клинка сабли. Планка эфеса имеет покатую суженную поверхность в нижней части и расширенную в верхней части.

Планка действовала как фиксатор рукояти эфеса, навершие использовалось как скрепляющее звено в системе креплении хвостовика клинка. 

SONY DSC SONY DSC

  Навершие эфеса.

***

SONY DSC

 Рукоять эфеса.

 Рукоять эфеса представляет собой единую, цельную деталь, полученную способом ручной резки (не исключено применение и станочной обработки) из кости белого цвет (первоначальный цвет детали – белый, но по прошествию времени рукоять приобрела частично патину с желтоватым оттенком) с дальнейшей доработкой путем следующих видов работ: применение шаберного и грубого абразивного материала, специализированных резцов, а также полировального инструмента.

Деталь имеет внешний вид округло продолговатый элемента с треугольным Г-образным выступом в верхней части и утолщением в средней. Тыльная сторона  рукояти эфеса cрезана и идентична по форме тыльной стороне планки эфеса. Внутренняя часть детали имеет сквозное отверстие для насадки хвостовика клинка сабли.

С правой стороны рукояти в районе планки можно наблюдать ряд небольших сколов, с левой стороны рукояти аналогичные дефекты в том же месте, а также один большой скол в Г- образном выступе. Открытая из-под планки часть (кроме верхней части) рукояти  имеет глубокую рельефную орнаментацию из поперечных (относительно горизонтального положения детали) и сетчатых линий. Рукоять такой формы была наиболее удобна в обхвате рукой, а глубокая рельефная орнаментация нейтрализовала эффект скольжения.

***

 SONY DSC

Втулка эфеса.

Фиксирующая втулка эфеса представляет собой единую, цельную деталь, полученную методом литья  из латуни с дальнейшей  доработкой путем следующих работ: удаление лишних частиц металла шаберным инструментом, обработкой детали многолезвийным инструментом (надфилем) и грубыми абразивными материалами. Золотое покрытие детали, сохранившееся на 90-95 %, выполнено ртутным способом.

Элемент имеет вид овального кольца  с простой линейной орнаментацией по окружности, полученной при процессе литье и в дальнейшем доработанной с помощью многолезвийного инструмента.

Деталь предназначалась для фиксации планки эфеса, а также играла роль в формировании его прямого угла.

  *** 

SONY DSC

Заклепанная головка хвостовик клинка.

Верхняя часть головки хвостовика представляет собой единую, цельную деталь, с клинком сабли, полученную методом ковки из стали и служащей для скрепления навершия эфеса. Первоначально элемент имел несколько иную форму, но при ударном воздействии на выступающее окончание хвостовика по окружности (заклепывание) происходил процесс фиксации клинка сабли с эфесом. Все эти операции способствовали надежному креплению клинка и всех частей эфеса. В нашем случае этот надежный процесс не прошел испытание столь долгого временем так как все детали за исключением костяной рукояти («прикипевшей» к хвостовику) имеют небольшой люфт.

Ножны

Британское холодное оружие

Общий вид ножен.

 Параметры ножен трехмерном  объеме:

Длина ножен (по диагонали) – 803 мм.

Ширина ножен  в наиболее широком месте (устье без учета ушка и портупейного кольца) – 50 мм.

Толщина ножен в наиболее широком месте (устье без учета крепежного шпенька) – 10 мм.

Ножны сабли состоят из четырех элементов:

1) Кожаной основы.

2) Устья, состоящего из пяти частей:

а) основы устья (с остатками позолоты) выполненного из латуни;

б) латунной (с остатками позолоты) втулки;

в) ушка с крепежной пластиной (с остатками позолоты) выполненного из томпака;

г) портупейного кольца (без остатков позолоты) выполненной из латуни;

д) томпакового (без остатков позолоты) крепежного шпенька.

3) Обоймицы состоящей из трех частей:

а) основы обоймицы (с остатками позолоты) выполненной из латуни;

б) ушка (с остатками позолоты) выполненного из томпака;

в) портупейного кольца (без остатков позолоты) выполненного из латуни.

4) Наконечника (с остатками позолоты) выполненного из латуни, а также его защитного башмака, (с остатками позолоты)  изготовленного из томпака.

Примечание: каждый элемент ножен, выполненный из цветного металла, первоначально имел равномерный с остальными частями слой позолоты.

Ножны имели два основных функциональных назначения:

а) Защита клинка сабли от коррозии.

б) Защита владельца сабли, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.

SONY DSC

 Тыльная сторона ножен.                            

SONY DSC

Лицевая сторона ножен.            

Основа ножен выполнена из одного куска кожи, соответствующего конфигурации полотна клинка (т.е. с большим изгибом). Кусок прошит белой нитью в технике крест — накрест (тыльная сторона). Затем кожа подверглась дублению и окрашиванию в черный цвет лакокрасочными материалами.

По всей поверхности основы ножен можно наблюдать процесс частичной потери лакокрасочного покрытия, а также ссыхания, растрескивания и разрыва кожаного материала.

***

SONY DSC

 Общий вид устья ножен (лицевая сторона).

Устье ножен представляет собой деталь, состоящую из пяти частей, выполненных различными способами изготовления.

Элемент предназначался для защиты верхней части ножен от повреждений, а также служил крепежным элементом для портупейной системы. Кроме того, деталь служила ограничителем перекрестия эфеса (стопор в виде втулки устья).

SONY DSC

Основа устья ножен (тыльная сторона).

а) Основа устья ножен представляет собой единую, цельную деталь, полученную из листового латунного металла путем его загиба (выколотки) на матрице и сварки по стыку (торцевая внешняя сторона)  твердоплавким припоем из группы цветных металлов (в данном случае также латунь). Доработка детали осуществлялась путем следующих работ: удаления лишних частиц металла шаберным инструментом, обработки многолезвийным инструментом и абразивными материалами. Золотое покрытие детали, выполненное ртутным способом, сохранилось лишь на небольших периферийных участках. Вся остальная часть детали имеет налет светло-коричневой и коричневой патины.

SONY DSC SONY DSC

Пустые «гнезда» от крепежных заклепок.

Деталь имеет прямоугольную форму, ограниченную в нижней части    полукруглой выемкой, в верхней части горизонтальным завершением. Торцевые части элемента имеют с внешней стороны узкую закругленную форму, с внутренней стороны более широкую, без округлых граней. Как лицевая, так и тыльная сторона элемента имеют по три одинаковых ажурных, луновидных прорезей. На торцевой внутренней, а также на тыльной стороне элемента можно наблюдать три пустых «гнезда” от крепежных заклепок (одно и два соответственно).

Крепление детали к кожаной основе производилось с помощью клея неизвестной консистенции, а также заклепок (отсутствуют).

Как тыльная, так и лицевая часть детали имеет практически одинаковую орнаментацию, состоящую из простых полукруглых, переплетенных и точечных линий, нанесенных штихельным инструментом.

Деталь предназначалась для защиты верхней части ножен от повреждений, а также служила ограничителем по отношению к перекрестию эфеса.  

SONY DSC

Втулка устья.

б) Втулка устья представляют собой единую, цельную деталь, выпиленную из куска листовой латуни. Доработка детали осуществлялась путем следующих видов работ: удаления лишних частиц металла шаберным инструментом, обработки многолезвийным инструментом и абразивными материалами. Золотое покрытие детали, сохранившееся на 15-25 %, (включая и внутреннее пространство детали) выполнено ртутным способом. Вся остальная часть детали имеет налет темно-коричневой патины.

Деталь имеет форму овальной пластины с внутренним треугольным пространством (практически). Крепеж к устью осуществлен путем вставки (насадки) втулки на  верхнюю площадку устья под силовым и ударным воздействием (следы от забоин можно четко проследить по всей лицевой поверхности детали, но не исключено, что данные повреждения не оставлены в связи обработкой детали). После данной операции окончательный крепеж обеих деталей меж собой, скорее всего,  был достигнут с помощью сварки твердоплавким латунным припоем.

Деталь предназначалась как усилитель верхней части устья ножен.

*

SONY DSC

 Ушко устья.

в) Ушко устья с крепежной пластиной  представляют собой единую, цельную деталь, полученную способом литья из томпака (смесь латуни и небольшого количества цинка). Доработка детали осуществлялась путем следующих видов работ: удаления лишних частиц металла шаберным инструментом, обработки многолезвийным инструментом и абразивными материалами. Золотое покрытие детали, выполненное ртутным способом, сохранилось лишь на небольшом периферийном участке. Вся остальная часть детали имеет налет светло-коричневой патины, а также загрязнений.

Крепеж к основе  устью был выполнен с помощью сварки твердоплавким латунным припоем (до демонтажа устья следы других дополнительных крепежей со стороны внутренней части детали обнаружены не были).

Элемент предназначался как промежуточное (связующее) звено меж устьем и портупейным кольцом.

*

SONY DSC

Портупейное (верхнее, крепежное) кольцо.

г) Портупейное (верхнее, крепежное) кольцо представляет собой деталь, полученную способом волочения из латунной проволоки через фильеру (волочильный станок). Крепеж детали на ушко устья производился путем смыкания кольца под силовым воздействием. Фиксация детали к ушку устья осуществлялось (с одновременной фиксацией оставшегося шва) с помощью сварки твердоплавким латунным припоем.

Вся поверхность детали имеет налет светло-коричневой и коричневой патины. Золотое покрытие не сохранилось.

SONY DSC

Способ крепления крепежных (портупейных) колец к портупейному ремню (фото французской  сабли конных гренадеров периода Наполеоновских войн).

Деталь служила крепежным (подвесным) элементом к портупейному ремню (от французского Porte-épée – «ношение шпаги»), который в свою очередь предназначался для ношения сабли в вертикально-наклонном положении (при наличии нижнего портупейного кольца).

Примечание: очень часто из-за большой длины портупейного ремня владельцам сабель приходилось придерживать их рукой при ношение или попросту брать себе в руки.

*

SONY DSC

 Шпенек устья.

д) Шпенек устья представляет собой единую, цельную деталь, отлитую в литейной форме из томпака. Доработка детали осуществлялась путем следующих работ: удаление лишних частиц металла шаберным инструментом, обработка многолезвийным инструментом и абразивными материалами.

Деталь имеет грибовидную форму с массивной ромбической шляпкой, украшенной растительно-геометрическим орнаментом, и толстой ножкой, край которой вмонтирован и заклепан в основу устья (предварительно в основе устья было сделано отверстие). После данной операции окончательный крепеж обеих деталей меж собой был достигнут с помощью пайки оловянным припоем (следы оловянного припоя были обнаружены с внутренней части детали до демонтажа устья).

Вся поверхность детали имеет красно-коричневой патины. Золотое покрытие не сохранилось.

Деталь служила крепежным элементом к перевязи (портупейный плечевой ремень), который в свою очередь предназначался для ношения сабли в вертикальном положении через плечо.

сканирование

 Способ крепления шпенька на  портупейном подвесе перевязи (фото фрагмента британской морской сабли конца 18 века).

 Дополнение: шпенек (крючок) помещался в вертикальный разрез (как правило), сделанный в портупейном подвесе (нижняя составляющая часть перевязи), после чего под тяжестью всей конструкции (сабли или ее ножен) либо силовым воздействием опускался в нижнюю часть разреза подвеса, что и способствовало его надежному закреплению.

 ***

SONY DSC

Общий вид обоймицы ножен (лицевая сторона).

Обоймица ножен представляет собой деталь, состоящую из трех частей, выполненных различными способами изготовления.

Элемент предназначался для защиты средней части ножен от повреждений, а также служил крепежным элементом для портупейной системы. Кроме того, деталь могла частично действовать как ребро жесткости.

*

SONY DSC

Основа обоймицы ножен (тыльная сторона).

 а) Основа обоймицы представляет собой единую, цельную деталь, полученную из листового латунного металла путем его загиба (выколотки) на матрице и сварки по стыку (торцевая внешняя сторона)  твердоплавким припоем из группы цветных металлов (в данном случае также латунь). Доработка детали осуществлялась путем следующих работ: удаления лишних частиц металла шаберным инструментом, обработки многолезвийным инструментом и абразивными материалами. Золотое покрытие детали, выполненное ртутным способом, сохранилось лишь на небольших периферийных участках. Вся остальная часть детали имеет налет светло — коричневой и коричневой патины.

Деталь имеет прямоугольную форму, ограниченную с двух сторон полукруглой выемкой. Торцевые части элемента имеют с внешней стороны узкую закругленную форму, с внутренней стороны более широкую, без округлых граней. Как лицевая, так и тыльная сторона элемента имеют по две одинаковых ажурных, луновидных прорезей по бокам  и по одной, также прорезной в виде восьмиугольной звезды по центру. На лицевой и тыльной стоне можно наблюдать два пустых «гнезда» от крепежных заклепок.

Крепление детали к кожаной основе производилось с помощью клея неизвестной консистенции, а также  заклепок (отсутствуют).

Как тыльная, так и лицевая часть детали имеет одинаковую орнаментацию, состоящую из простых полукруглых, переплетенных и точечных линий, нанесенных штихельным инструментом.

SONY DSC

Пустое «гнездо»от крепежной заклепки на лицевой стороне основы обоймицы ножен.

*

Британское холодное оружие

Британское холодное оружие

Ушко обоймицы.

б) Ушко устья с крепежной пластиной  представляют собой единую, цельную деталь, полученную методом литья  из томпака. Доработка детали осуществлялась путем следующих видов работ: удаления лишних частиц металла шаберным инструментом, обработки многолезвийным инструментом и абразивными материалами. Золотое покрытие детали, выполненное ртутным способом, сохранилось лишь на небольшом периферийном участке. Вся остальная часть детали имеет налет светло-коричневой патины, а также загрязнений.

Крепеж к основе  устью был выполнен с помощью сварки твердоплавким латунным припоем.

Элемент предназначался как промежуточное (связующее) звено меж устьем и портупейным кольцом.

*

SONY DSC

Портупейное (нижнее, крепежное) кольцо.

г) Портупейное (верхнее, крепежное) кольцо представляет собой деталь, полученную способом волочения из латунной проволоки через фильеру (волочильный станок). Крепеж детали на ушко устья производился путем смыкания кольца под силовым воздействием. Фиксация детали к ушку устья осуществлялось (с одновременной фиксацией оставшегося шва) с помощью сварки твердоплавким латунным припоем.

Деталь служила крепежным (подвесным) элементом к портупейному ремню, который в свою очередь предназначался для ношения сабли в вертикально-наклонном положении (при наличии верхнего портупейного кольца).

***

SONY DSC

 Наконечник ножен (лицевая сторона).

 Наконечник ножен представляет собой двухсоставную  деталь, состоящею из самого наконечника и его защитного башмака (поскольку обе детали выполняют одни и те же функции, то их рассмотрение ведется в общем контексте). Золотое покрытие детали, выполненное ртутным способом, сохранилось лишь на небольших периферийных участках. Вся остальная часть детали имеет налет светло-коричневой и коричневой патины.

Наконечник ножен получен из листового латунного металла путем его загиба (выколотки) на матрице и спайки вдоль места стыка (торцевая внешняя сторона) твердоплавким латунным припоем. Доработка детали осуществлялась путем следующих работ: удаления лишних частиц металла шаберным инструментом, обработки многолезвийным инструментом и абразивными материалами.

Деталь имеет форму скошенного прямоугольника, ограниченную в верхней части полукруглой выемкой, в нижней части ее защитным башмаком. Торцевые части элемента имеют с внешней стороны узкую закругленную форму, с внутренней стороны более широкую, без округлых граней. Как лицевая, так и тыльная сторона элемента имеют по пять одинаковых луновидных прорезей. На тыльной стороне детали можно наблюдать три пустых «гнезда» от крепежных заклепок. Торцевые части элемента имеют равномерно узкую форму с закругленными окончаниями. С тыльной стороны детали имеется пустое гнездо от крепежной заклепки.

Крепление детали к кожаной основе производилось с помощью клея неизвестной консистенции, а также  заклепок (отсутствуют).

Как тыльная, так и лицевая часть детали имеет одинаковую орнаментацию, состоящую из простых полукруглых, переплетенных и точечных линий, нанесенных штихельным инструментом.

Вся поверхность детали имеет следы забоин и вмятин, что связано с долгим использованием или не совсем бережным ношением сабли (возможно, также это связано и с боевыми ситуациями).

SONY DSC

 Пустое «гнездо» от крепежной заклепки на тыльной стороне наконечника ножен.

В конце наконечника ножен имеется его защитный башмак крючкообразной формы. Деталь состоит из трех томпаковых оковок. В центральной части расположена пластинчатая оковка, изготовленная путем выколотки на примитивной оправке, по бокам две другие, выполненные методом литья (малая оковка на внутренней стороне, большая на внешней). Крепеж всех трех частей защитного башмака на наконечник ножен осуществлен путем их механического соединения. После данной операции окончательный крепеж обеих деталей был достигнут с помощью сварки твердоплавким латунным припоем.

Вся поверхность внешней и внутренней торцевой части детали имеет следы многочисленных забоин, что связано с долгим использованием или не совсем бережным ношением сабли (возможно, также это связано и с боевыми ситуациями).

В комплексе с наконечником ножен защитный башмак предохранял нижнею часть ножен от повреждений, но по сути являлся его передовым «форпостом».   

SONY DSC

Защитный башмак наконечника ножен (тыльная сторона).

II

Клинок

SONY DSC

Королевский щитовой герб.

Изображение с левой стороны клинка вензеля английских королей Георга I (1714-1727гг.), Георга II (1727-1760гг.), Георга III (1760-1820гг.), состоящий из двух латинских букв G. R (полный латинский текст GEORGIVS REX; рус. перевод КОРОЛЬ ГЕОРГ) и короны Святого Эдуарда георгианского типа дает право сделать вывод, что он был изготовлен на территории Британской империи во временя их правления с 1727-1820 гг.

hanoveri

  Герб с курфюршеской шапкой (1801-1816 гг.) . 

 Герб с королевской короной (1816-1837 гг.).     

Изображение с правой стороны полотна клинка Королевского герба, а именно его пятичастного щита относит его к времени с 1801 по 1837 гг. (до и после поле щитов было четырехчастным). К сожалению, в виду нечеткого изображения центральной (пятой) части герба нельзя получить более полную информации для точной датировки изделия (выгравированную на этом месте курфюршеская шапка датировала бы его 1801-1816 гг., королевская корона – 1816-1837 гг.).

Техника исполнения рисунка на полотне клинка указывают на более узкую дату изготовления с  90-х гг. XVIII столетия по 1815-е г. (после этой даты техника исполнения рисунка несколько меняется).

Таким образом, при совмещение всех имеющихся сведений можно поставить окончательную дату изготовления клинка: 1801-1815-е гг.

Все вышеперечисленные изображения на полотне дают все основания утверждать, что клинок был произведен на территории Великобритании (хотя нельзя исключать какой-либо другой район Британской империи).

Отсутствие, каких-либо производственных маркировок на клинке не дает право сделать более точный вывод о его производителе, хотя  можно предположить, что он, скорее всего, был произведен в оружейных мастерских Лондона или Бирмингема.

Примечание: отсутствие клейм и маркировочных рисунков импортеров предполагает только британское производство.

Эфес

Характерная манера исполнения эфеса сабли и, прежде всего его навершия в виде львиной головы с вытянутыми вперед лапами, даёт право утверждать, что деталь была произведена на территории Великобритании (хотя нельзя исключать какой-либо другой район Британской империи) с 1800 – по 1810-е гг. (впервые эфесы такого образца появляются на территории Великобритании в 1800 г., а  к 1810 г. их облик постепенно модернизируется).

Отсутствие каких-либо производственных маркировок на эфесе не дает право сделать более точный вывод о его производителе, хотя  можно предположить, что он, скорее всего, был изготовлен в оружейных мастерских Лондона или Бирмингема.

Ножны

Характерная манера исполнения наконечника, обоймицы и устья ножен сабли даёт право утверждать, что они был произведен на территории Великобритании (хотя нельзя исключать какой-либо другой район британской империи) на рубеже XVIII – XIX веков.

Отсутствие каких-либо производственных маркировок не дает право сделать более точный вывод о производителе, хотя  можно предположить, что ножны, скорее всего, были изготовлены все теми же производственными центрами холодного оружия в Лондоне и Бирмингеме.

Общий вывод по всем 3 деталям

При совмещении трех основных деталей сабли можно сделать вывод, что она была изготовлена на территории Великобритании в самом начале XIX века, во время правления короля Георга III (1760-1820гг.).

III

 Впервые сабли такого образца появляется в Великобритании, начиная с 1800 года среди подразделений Йоменской (добровольческой) кавалерии. Частично они были скопированы с образцов холодного оружия британской кавалерии (образец 1796 года) и пехоты (неофициальный офицерский образец 1800 года, с 1803 уже официально). Отличительной чертой сабель йоменской кавалерии был сильно изогнутый по сравнению с аналогичными образцами длинноклинкового оружия регулярной Британской армии клинок.

Кроме того, эфес и металлический набор ножен также отличался некоторой самопроизвольностью, а в некоторых случаях уже не копировал официальные армейские образцы. Безусловно, большая часть сабель йоменской кавалерии была сделана на заказ, продиктованный в стремление подражать армейским образцам, а в некоторых случаях и  даже превосходить их. Образцы сабель йоменской кавалерии просуществовали  до 1815 года в связи с потерей их востребованности в виду окончанием наполеоновских войн.

В нашем случае данный экземпляр также является саблей йоменской кавалерии образца 1800 г. (неофициально), а богато выделанный клинок, эфес и ножны относит ее к офицерскому составу данного формирования.

IV

Сабли йоменской кавалерии не распространялись в какие-либо регионы Британской империи или остального мира т.к. все они были сделаны в частном порядке, на заказ. 

V

 Экскурс из истории Йоменской кавалерии.

 index

 Доброволец Йоменской кавалерии графства Суррей (слева) и офицер легкой кавалерии Вестминстерского  и Лондонского добровольческого формирования (рисунок Томаса Роулендсона. 1798 г.).

В 1794 году из-за угрозы французского (позднее наполеоновского) вторжения в Великобританию начали формироваться добровольческие части кавалерии из мелких землевладельцев. Такие части стали называться йоменские (от английского Yeoman-мелкий землевладелец). Офицеры, как правило, были из дворян, более низшии чины из сословия «попроще». Однако, несмотря на разное социальное происхождение, добровольцы были объединены одной целью – защищать свой жизненный уклад и собственность. Служба за границей считалась не обязательной, но по желанию добровольца она могла ему быть предоставлена. Поскольку угроза наполеоновского вторжения не состоялась, то после битвы при в Ватерлоо (18 июня 1815 года) отряды Йоменской кавалерии были частично распущены (постепенно).

Те части Йоменской кавалерии, которые в послевоенное время оставались в строю (а также и вновь сформированные), занимались наведением порядка в гражданском обществе, по сути неся на себе полицейские функции (подавление недовольства шахтеров Северного Уэльса, Денбиширскими гусарами в 1830 году).

 OTYC Guidon2

Знак Йоменской кавалерии.

SouthAfrica

Доброволец Йоменского Императорского полка во время Второй англо-бурской войны (фото около 1900 года).

Во время Второй англо-бурской войны (1899 — 1902 гг.) численность Йоменской кавалерии была увеличена. Из числа уже действующих подразделений, а также притока новых добровольцев, выразивших свое желание служить за границей, был создан Императорский Йоменский полк («Imperial Yeomanry») насчитывающий более 10 тысяч человек. Добровольцы, как правило, имели свою лошадь (если доброволец не имел свою лошадь, то она, как правило, предоставлялась ему бесплатно) и амуницию, оружие и боеприпасы были предоставлены правительством Великобритании или были оплачены общественными организациями. Эта была первая беспрецедентная заграничная акция с участием Йоменской кавалерии такого масштаба. Одному военнослужащему из йоменских добровольцев – лейтенанту Алексис Докса за проявленную храбрость в этой войне была вручена высшая награда Великобритании – «Крест Виктории».

В 1907 году, по инициативе Государственного секретаря по войне Ричарда Бурдона Холдена был принят закон о территориальных и резервных силах, в ходе которого произошла реорганизация Йоменской кавалерии и объединение ее с другими добровольческими структурами. В период Первой Мировой войны (1914-1918 гг.) Йоменская кавалерия сражается на различных театрах военных действий.  Как и в англо-бурскую войну один из йоменов – майор Александр Лафон получил «Крест Виктории» (посмертно).

После завершения войны Йоменская кавалерия частично переводится в резерв, а частично переформировывается в другие рода войск, так как кавалерийские атаки перестают быть актуальными (лишь немногие полки ко Второй Мировой войне сохранили свой кавалерийский статус).

В настоящее время официально существует только четыре полка Йоменской кавалерии, входящие в состав Территориальной армии (существует с 1920 года) вооруженных сил Великобритании, но сохранивших свой первоначальный статус лишь номинально (бронетанковые подразделения).

VI

Сабля представляет огромную историческую и культурную ценность. Является объектом коллекционирования антикварного холодного оружия.

Атрибуция сабли выполнена на основании визуального обследования предмета.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 г. № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет – сабля офицерская, парадная, боевая, мамлюкского (восточного) типа, Йоменской кавалерии, Англии, Великобритании, Британской империи, производственного изготовления начала XIX века (около 1801-1805 гг.), времени правления короля Великобритании Георга III (1760-1820 гг.), эпоха Наполеоновских войн (1799-1815 гг.) – является культурной ценностью.

Экспертизу и статью провел и написал аттестованный эксперт Росохранкультуры Корниенко Александр Александрович. 19. 03. 2011 года. Город Москва.

IMG_1844

Британские сабли и все британское холодное оружие крайне красиво, безупречно, в нем дух разных эпох, будь то холодное оружие Британской пехоты или сабли Британской кавалерии.

Цена: продано.

Купить