Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Традиционный японский меч типа вакидзаси (эпоха Оэй, XV век). Кузнечный мастер Нагафунэ Ясумицу, провинция Бисю (Бидзен), остров Хонсю.

Описание:

Традиционный японский меч типа вакидзаси (эпоха Оэй, XV век). Кузнечный мастер Нагафунэ Ясумицу, провинция Бисю (Бидзен), остров Хонсю. Старинный подлинный боевой оригинал.

Раритет!

SONY DSC

Фотография общего плана.

Подставка под меч и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.

SONY DSC SONY DSC

Экспертное заключение.

Параметры меча:

Общая длина меча в ножнах — 68 см
Длина меча без ножен — 63 см
Длина ножен — 51 см
Длина рукояти — 16 см

Клинок (материал – сталь):
— длина клинка (нагаса) — 45 см;
— изгиб клинка (сори) — 1,2 см;
— ширина клинка в основании (мото-хаба) — 2,5 см;
— ширина клинка в вершине (саки-хаба) — 1,7 см;
— толщина клинка в основании (мото-касанэ) — 0,5 см;
— толщина клинка в вершине (саки-касанэ) — 0,4 см.
— длина хвостовика (накаго) – 11,8 см;
— ширина хвостовика у основания — 2,1 см.Надпись (мэй) на хвостовике клинка (накаго)

Характеристики клинка:

 — форма клинка (цукури-коми)синоги-дзукури;

— изгиб клинка — коси-дзори (бидзэ н-дзори);

— обух клинка — ёри-мунэ;

— острие клинка — тю-кисскаки (2,5 см).

Клинок относится к категории дзай-мэй (имеющий подпись). Локальные участки тела клинка демонстрируют слабовыраженную (вследствие специфики полировочного процесса) текстуру стали (хада) в виде волокон, напоминающих узоры масамэ и фрагментарно — итамэ. Клинок имеет область закаленного края (якиба) с линией (хамон) типа тёдзи-ха. Отдельные участки поверхности рассматриваемого клинка содержат видимые последствия воздействия на металл коррозионных процессов. В основании клинок вакидзаси имеет плоскую монолитную, металлическую (латунь) запорную муфту (хабаки — 2,4см), которая проходит через хвостовик и выполняет функцию фиксирующего элемента меча при запирании его в ножнах. Форма данной детали, воспроизводит геометрическую конфигурацию клинка.

SONY DSC SONY DSC

Надпись (мэй) на хвостовике клинка (накаго)

 Хвостовик рассматриваемого клинка вакидзаси имеет две иероглифические надписи (мэй) на японском языке, выполненные по металлу и размещенные по одной с каждой стороны. Надпись, располагающаяся с внешней стороны (омотэ-мэй), то есть стороны, обращенной от тела при ношении меча, представлена шестью иероглифическими символами, нанесенными на металл методом чеканки, и содержит информацию об авторе.

Хвостовик клинка (накаго)

Хвостовик формы убу с окончанием, выполненным в стиле кури-дзири (формахарактерная для работ провинции Бидзэн)Обух хвостовика плоский (хира мунэ).

Хвостовик на расстоянии 6 и 7 см от своего окончания имеет два отверстия,
одно из которых, располагающееся ближе к клинку (мэкуги-ана Ø  0,5 см), является функциональным и обеспечивает его крепление с рукоятью посредством конусообразного деревянного клина (мэкуги). Второе отверстие (мэкуги-ана Ø  0,6 см), по всей видимости, является более поздним элементом конструкции.

По всей длине хвостовика наблюдается воздействие коррозионных процессов, продукты которых представлены в виде темно-коричневого покрытия на данном участке клинка.

SONY DSC SONY DSC

Омотэ-мэй:
(японский) 備




(русская транслитерация) «Бисю Нагафунэ Ясумицу»

(английская транслитерация) «Bishuu Nagafune Yasumitsu»

Что переводится как:
«Нагафунэ Ясумицу из Бисю», или в более широком трактовании как:

«Клинок изготовлен мастером Нагафунэ Ясумицу из провинции Бисю (Бидзэн)».

Надпись, размещенная с внутренней стороны хвостовика клинка (ура-мэй), то есть стороны клинка обращенной к телу при ношении меча, состоит из восьми иероглифических знаков, нанесенных на поверхность металла методом чеканки, и содержит информацию о времени изготовления клинка.

Ура-мэй:
(японский) 応

廿




(русская транслитерация) «Оэй нидзю-ни нэн нигацу нити»

(английская транслитерация) «Ouei nijuu ni nen nigatsu nichi»

Переводится данная надпись следующим образом:

«Февраль двадцать второго года эпохи Оэй»,
что соответствует февралю 1415 года (XV в.).

Эпоха Оэй приходится на период в истории Японии известный как Муромати дзидай (яп. 室町時代) 1336 – 1573 гг., время правления сёгунов династии Асикага.Оправа меча, исполненная в самурайском стиле и демонстрирующая высокий уровень исполнения декоративно-художественных работ, по характерным стилистическим особенностям, может быть отнесена к XV – XVI вв.

Ножны (сая) – образованы из двух деревянных полос, склеенных между собой, и в сечении имеют овальную форму.

SONY DSC

Ножны содержат покрытие в виде полированной крупнозернистой шкуры представителей водной фауны. На отдельных участках данное покрытие имеет повреждения. Оконечность ножен закруглена.

С обеих сторон ножен располагаются вырезы для вспомогательных миниатюрных предметов: ножа (ко-гатана), рукоять (кодзука) которого остается открытой взору и своей лицевой декорированной стороной закрывает область выреза и шпильки когай. Данные предметы отсутствуют.

С внешней стороны ножен (стороны, обращенной от тела при ношении меча) отсутствует  выступ с прорезью (куриката), на месте которого наблюдаются следы его утраты. Данная деталь, при ее наличии, обеспечивает крепеж шнура (сагэо), фиксирующего положение меча у пояса.

В устье ножен отсутствует окаймляющее кольцо (коигути).

 Рукоять (цука) образована из двух склеенных между собой деревянных частей, покрытых кожей ската (самэ). Поверх данного покрытия в стиле цумами-маки наложена обмотка льняной тесьмой (ито) черного цвета.

SONY DSC SONY DSC

Тесьма содержит следы интенсивного износа в виде характерной потертости. Отдельные участки подверглись загрязнению. В основании рукояти плетение тесьмой нарушено из-за утраты нескольких начальных витков.

Металлические детали рукояти выполнены из сплава сякудо с использованием различных методов обработки поверхности металла.

Чашеобразное навершие рукояти (касира) имеет с обеих сторон отверстия с втулками (ситодомэ), через которые проходят финальные витки тесьмы, завершающиеся узлом.

SONY DSC SONY DSC

В основании рукояти размещена овальная муфта (фути), которая имеет отверстие для прохождения хвостовика.

SONY DSC

Художественная отделка указанных элементов оправы представлена в едином стиле и демонстрирует высокий уровень исполнения.

Фоновое пространство поверхности деталей обработано при помощи техники нанако, которая позволяет создать на металле эффект упорядоченных гранул, что в совокупности с темным цветом патины особо выгодно контрастирует с центральным элементом декора – цветками павлонии
(го-сан но кири), выполненными из позолоченной меди и закрепленными на поверхности методом пайки. Муфта демонстрирует такой сюжет по всей окружности. Навершие содержит на своей поверхности лишь четыре цветка, поскольку остальные элементы декора утрачены, о чем свидетельствуют следы пайки на металле.

Использование в японской орнаменталистике цветка павлонии (кири) имеет глубокую историю и восходит к IX в. н. э. (период раннего Хэйяна), когда изображение павлонии стало широко применяться при дворе императора Сага (809 – 823 гг.).

Со временем цветок павлонии наряду с изображением хризантемы (кику) стал символом исключительно представителей императорской ветви Японии. Павлония с пятью и семью лепестками (го-сити но кири) изображалась на различных предметах, окружающих императорскую особу. Впоследствии правом носить данный символ в виде герба, элемента декора на оружии и одеждах стали наделяться представители военной среды — служилого сословия самураев — за особые заслуги перед императорской семьей.

Наряду с этим в военной среде (буси) использовалось изображение павлонии с пятью и тремя лепестками (го-сан но кири).

Сёгун Асикага Такаудзи (яп. 足利尊氏  1336 – 1333 гг.)  основавший второй сёгунат в истории Японии, получив право на использование символики в виде цветка павлонии, распространил его на всех представителей сёгуната, после чего данное изображение широко использовалось самураями вплоть до XVII в.

Под оплетенной рукоятью вакидзаси с обеих сторон размещены металлические накладки (мэнуки), представляющие собой в каждом случае изображение веера на фоне меча типа сирадзая-но тати с ножнами, обернутыми в шкуру животного (тигр, леопард).

SONY DSC SONY DSC

Помимо того, что данные детали представляют собой художественный элемент в оформлении рукояти меча, они также несут в себе практическое назначение. Ввиду того, что накладки разнесены с обеих сторон на разном расстоянии, своей выпуклой формой они способствуют более прочному хвату рукояти.

В рукояти находится отверстие (мэкуги-ана) для крепежного клина (мэкуги), обеспечивающего сквозную фиксацию рукояти с клинком.

 Гарда  (цуба) формы аои – гата (форма китайской мальвы) выполненная из сплава сякудо в едином стиле с другими элементами оправы.

SONY DSC SONY DSC SONY DSC

Размеры гарды следующие: 6,5 см × 6 см × 0,3 см.

В своей конструкции гарда имеет три функциональных отверстия: накаго-ано с кутибэни, предназначенное для прохождения хвостовика и два отверстия хицу-ана, предусматривающие извлечение через них вспомогательного ножа коготана и шпильки когай. Кроме того, на своей плоскости гарда имеет четыре фигурных отверстия в виде сердца «иномэ» (с яп. «глаз кабана), являющихся художественным элементом композиции.

Аналогично комплекту фути — касира (муфты и навершия рукояти), центральным элементом художественного ансамбля гарды является изображение цветка павлонии
(го-сан но кири), в данном случае  в количестве восьми с каждой стороны на фоне поверхности, обработанной в технике нанако и нику-бори.

В центре гарды располагается четко выраженная область сэппа-даи с полированной поверхностью. Внешний ободок гарды (мими) и внутренние края отверстий хицу-ана обработаны в технике нанако и покрыты золочением.

С обеих сторон к гарде прилегает по одной прокладке (сэппа) с рифленым краем, которые выполнены из золоченой меди.

Вывод

По итогам проведенной экспертной работы видится возможным сделать следующий вывод.

Представленный на экспертное заключение предмет является традиционным японским мечом (нихонто) с длиной клинка от одного до двух сяку
(1 сяку – 30,3 см), относится к группе “коротких мечей“ сёто (яп. 小刀) и классифицируется как вакидзаси (яп. 脇差), носимый у пояса лезвием вверх в оправе букэ-дзукури представителями воинского сословия самураев.

Японский меч вакидзаси на протяжении столетий оставался непременной частью костюма воина (буси), являясь наравне с другими атрибутами показателем социального положения представителей правящего класса самураев. Утвердившийся обычай ношения двух мечей – пары дайсё (яп. 大小), окончательно закрепил за вакидзаси статус постоянного спутника самурая.

a_group_of_samurai_old_japan_images

Представители самурайского сословия. Фото: вторая половина XIX век.

 Автором клинка рассматриваемого меча, является известный кузнечный мастер Нагафунэ Ясумицу (яп. 船康光) из признанного центра оружейного искусства средневековой Японии – провинции Бисю    (Бидзэн), располагавшейся на центральном острове Хонсю.

Многие поколения оружейников селения Осафунэ провинции Бисю (яп. 備州) изготавливали великолепные образцы японского меча, за что работы именно из этого региона ценились особо высоко.

В эпоху Оэй (1394-1428) оружейная традиция данной местности была продолжена мастерами Ясумицу и Моримицу (盛光), которые вместе с кузнецом Норимицу (師光) стали известны как
“Сан мицу“, что в переводе с японского означает “Трое по имени Мицу“.

Работы нескольких поколений Ясумицу славились своим качеством.

 Хвостовик рассматриваемого клинка содержит дату его изготовления (яп. 応永廿二年二月日   февраль 1415 года, эпоха Оэй.), что в совокупности с рядом других параметров, позволяет отнести данное изделие по времени изготовления в соответствии с классификацией принятой в японском оружейном деле, к периоду «старых мечей« Кото (795 – 1596 гг.).

Оправа меча, исполненная в самурайском стиле и демонстрирующая высокий уровень исполнения декоративно-художественных работ, по характерным стилистическим особенностям, может быть отнесена к XV – XVI вв.

Представленный меч несомненно заключает в себе в первую очередь художественное начало и является оригинальным образцом японского оружейного искусства средневековой Японии.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», а также в соответствии с ГОСТ Р51215-98 и результатами экспертизы, рассматриваемый меч представляет собой культурную ценность.

Порча или уничтожение представленного на экспертное заключение предмета, подпадают под действие статьи 243 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Японское холодное оружие одно из самых красивых в мире, его пропорции поражают воображение. Самурайский меч — это символ воина, на его острие его душа, его кодекс, его жизнь и смерть. Японские мечи — это произведения искусства признанное во всем мире. Японские меч — это то что нужно понять душой. Холодное оружие Японии выковывалось столетиями и вместе с тем выковывался его дух – Бусидо.

Купить вакидзаси в подарок мужчине это значит дать  ему себя почувствовать самураем. Японские мечи вакиздаси — купить в Москве.

Цена: продано.

Купить