Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Традиционный японский меч «катана» (оригинальное название оружия на японском языке; 刀), в художественной оправе топпэй утигатана-косираэ. Япония. Японское производственное изготовление клинка меча, мастера — кузнеца Сэки Канэмунэ, из города Сэки (префектура Гифу, остров Хонсю), выпуска в конце 1930-х гг. XIX века. Период Сева (1926-1989 гг.). Период «Современных мечей» — Гэндайто (с 1876 года). Японское производственное изготовление цубы меча, выпуска XVIII-XIX вв. (до 1868 года). Период Эдо (1603 — 1867 гг.). Японское производственное изготовление рукояти, фути, касира, мэнуки, хабаки, сеппы и ножен меча, выпуска около 1930-х гг. XIX века. Период Сева (1926-1989 гг.). Японская Империя. Время правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева). Периоды Японско-китайской войны (1937-1945 гг.), японского вторжения во французский Индокитай (22-26 сентября 1940 года), войны в Азиато-тихоокеанском регионе (1941-1945 гг.) и 2 Мировой войны (1939-1945 гг.).

Описание:

Традиционный японский меч «катана» (оригинальное название оружия на японском языке; 刀), в художественной оправе топпэй утигатана-косираэ. Япония.

Японское производственное изготовление клинка меча, мастера — кузнеца Сэки Канэмунэ, из города Сэки (префектура Гифу, остров Хонсю), выпуска конца 1930-х гг. XIX века. Период Сева (1926-1989 гг.).

Период «Современных мечей» — Гэндайто (с 1876 года).

Японское производственное изготовление цубы меча, выпуска XVIII-XIX вв. (до 1868 года). Период Эдо (1603 — 1867 гг.).

Японское производственное изготовление рукояти, фути, касира, мэнуки, хабаки, сеппы и ножен меча, выпуска около 1930-х гг. XIX века. Период Сева (1926-1989 гг.).

Японская Империя.

Время правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева).

Периоды Японско-китайской войны (1937-1945 гг.), японского вторжения во французский Индокитай (22-26 сентября 1940 года), войны в Азиато-тихоокеанском регионе (1941-1945 гг.) и 2 Мировой войны (1939-1945 гг.).

Оригинал. Подлинник.

Подставка под меч, чехол и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.

Экспертное заключение.

Основные размеры меча:

1. Длина клинка (нагаса) – 644 мм.

2. Изгиб клинка (сори) – 11 мм.

3. Острие клинка (киссаки) – 35 мм.

4. Длина хвостовика (накаго) – 168 мм.

5. Ширина клинка в основании (мото-хаба) – 32 мм.

6. Толщина клинка в основании (мото-касанэ) – 7 мм.

7. Ширина клинка в вершине (саки-хаба) – 20 мм.

8. Толщина клинка в вершине (саки-касанэ) – 4,5 мм.

Был произведен демонтаж меча (извлечение клинка из оправы).

Материал и техника изготовления: сталь, ковка, закалка, медь, дерево, клей, кожа ската, полировка, литье, лак, ткань, нить, шитье, гравировка, чернение, гравировка (чеканка), латунь, чернь, железо, многолезвийный инструмент.

Сохранность: хорошая, общий износ. Царапины, оксидные процессы, патина. Утрата куригаты.

Характеристики меча:

Клинок.

Клинок катаны имеет подпись автора (дзай-мэй). Конструкция клинка (цукури-коми) имеет в своем устройстве ребро синоги и относится к типу синоги-дзукури. Максимальная точка изгиба клинка смещена к области коси – коси-дзори.

Обух клинка конической формы – ёри-мунэ низкого профиля – мунэ-хикуси.

Клинок имеет механические повреждения (сколы) режущей кромки. На всей его протяженности наблюдаются следы абразивных материалов и воздействия коррозионных процессов на металл. После полировки клинка, данный наблюдения утратят свою актуальность.

Детальное изучение поверхности клинка, позволяет говорить об отсутствии узора металла – му-дзи-хада.

На всей протяженности клинка прослеживается непрерывная область закаленного края якиба, и его узор хамон на основе гуномэ-мидарэ-ха. Это указывает на то, что материалом клинка является сталь.

В основании клинка зафиксирован металлический хабаки, форма которого воспроизводит геометрическую конфигурацию клинка.

Визуальное изучение позволяет предположить, что материалом детали является медь, либо один из сплавов цветных металлов, где она выступает как основной компонент.

При помощи инструментария все плоскости хабаки опилены.

Конструкция хвостовика накаго включает два отверстия мэкуги-ана, предназначенные для фиксации меча с рукоятью посредством крепежного клинка мэкуги. Окончание хвостовика выполнено в видепрямого среза по типу кири накаго-дзири. Верхнее отверстие находится в 105 мм от дзири и является функциональным при монтаже в прилагаемую оправу. Нижнее мэкуги-ана просверлено в 11 мм от окончания.

Опиловка металла ясури-мэ, нанесенная на поверхность хвостовика с обеих сторон, выполнена в стиле каттэ-сагари.

С лицевой стороны (внешней – омотэ) накаго, обращенной от тела при ношении меча, находится подпись кузнеца – мэй. Четыре иероглифических символа нанесены на поверхность металла при помощи техники чеканки. «Сэки Канэмунэ саку» что в переводе с японского означает «Сделал Сэки Канэмунэ». С той же стороны в верхней части накаго располагается штамп, представляющий собой знак с контурами, воспроизводящими очертания цветка вишни-сакуры, в центре которого заключен иероглиф «Сё».

Детальное изучение обратной стороны накаго позволяет сделать вывод, что механическим путем была удалена надпись, содержащая в себе информацию о дате изготовления меча – нэнки. «Сёва дзюси-нэн» » что в переводе с японского означает «четырнадцатый год эры Сёва».

Примечание:

По своим свойствам клинок меча (в комплекте с рукоятью) предназначался для рубящих и колющих ударов, а также режущих действий.

Оправа меча (косираэ):

Прилагаемая художественная оправа меча катана представляет собой образец топпэй-утигатана-косираэ.

Рукоять.

Рукоять меча (цука) образована двумя склеенными между собой деревянными частями, имеющими покрытие, зернистая структура которого характерна для шкур самэгава морских обитателей: скатов; различных типов рыб, включая акул. Материал низкого сорта.

Рукоять имеет сквозное отверстие, обеспечивающего фиксацию с мечом посредством крепежа мэкуги.

В сечении цука овальной формы.

Поверх самэгава в стиле ката-тэ-маки   наложен шнур черного цвета – цука-куро-ито. Наблюдается износ в виде характерных потертостей, разрывов и загрязнений.

Поверх шнура с обеих сторон рукояти двумя витками закреплены металлические накладки – мэнуки, выполненные в каждом из двух случаев в виде изображения облаченного в доспех воина.

Навершие рукояти увенчано металлическим касира округлой формы – мару-гата. Деталь выполнена из сплава цветных металлов с последующим искусственным патинированием.

При помощи техники резьбы ката-кири-бори на поверхности касира в эскизной манере изображен мифологический персонаж – дракон рю.

Касира имеет с обеих сторон отверстия ситодомэ-ана, через которые проходят финальные витки шнура рукояти, завершающиеся узлом.

Фути, размещенная в устье рукояти выполнена из аналогичного касира материала при помощи тех же технических приемов и своей украшенной поверхностью продолжает общую художественную композицию с изображением дракона, что говорит о едином комплекте фути-касира.

Фути имеет площадку тэндзё с прорезью для прохождения накаго. Изделие не имеет подписи автора – му-мэй.

Цуба выполнена в форме мару-гата. Подписи автора нет – му-мэй.

Визуальное изучение дает возможность говорить, что материалом цуба является медь либо один из сплавов, в котором она выступает как основной компонент.

Цуба имеет центральное отверстие накаго-ана, предназначенное для прохождения хвостовика меча и два вспомогательных хицу-ана: овальное отверстие – кодзука-хицу-ана и отверстие когай хицу-ана, исполненное в виде трилистника. Оба отверстия не функциональны в данном косираэ.

Прорезной орнамент сукуси получен не посредством перфорации, а методом литья под давлением.

С обеих сторон в центральной области сэппа-даи к цуба примыкают металлические сэппа.

Ножны:

Ножны катаны (сая) выполнены из древесины с последующим покрытием тонким слоем лакокрасочного материала в технике, известной как вакаса-нури или «метод из провинции Вакаса». В сечении сая овальной формы.

Материал и техника исполнения узорчатого наконечника ножен – кувагата кодзири, соответствуют тем же параметрам фути-касира.

На ножнах отсутствуют коигути-канагу и выступ куригата, которые предположительно, были выполнены аналогично другим деталям оправы, что предполагает единообразие стиля сорое-моно.

Ножны подвержены деформации, наблюдается фрагментарная утрата лакокрасочного покрытия.

Ножны имели два основных функциональных назначения:

а) защита клинка меча от коррозии.

б) защита владельца меча, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.

Историческая справка:

Японский меч стал явлением, далеко выходящим за рамки обычного понимания, тем, что на протяжении многих лет рассматривалось как объект поклонения и восхищения. Традиции и ритуалы, сформировавшиеся вокруг меча, прочно вошли в культуру Японии и стали одним из ярких ее проявлений.

Среди отличительных признаков, указывающих на социальное положение человека — принадлежность к военному сословию в феодальной Японии периода XVI – XIX вв., стало наличие у пояса человека двух мечей – пары дайсё, состоявшей из меча катана (дайто) и более короткого меча вакидзаси (сёто). Данная традиция берет свое начало во времена Муромати (1392 – 1572 гг.) и окончательно утвердилась в эпоху правления сегунов династии Токугава – период Эдо (1603 – 1868 гг.).

Правительство сегуната законодательно закрепило за самурайством прерогативу на обладание мечем – «Тайтогомон», в отдельных случаях регламентируя ношение короткого меча представителями иных сословных групп.

С политическими преобразованиями, затронувшими Японию во второй половине XIX в. и выразившимися в реставрации фактической власти императора Мэйдзи в 1868 г. самурайское сословие постепенно стало терять свое исключительное положение в обществе.

В 1876 году указом Дадзёкан (высшего государственного органа при императорском дворе) «Хай То Рэй» было запрещено ношение мечей гражданским лицам, к которым относились все, кто не состоял на службе императора. Данный запрет стал критическим моментом в череде реформ, явившихся причиной антиправительственного выступления 1877 года, известного в истории как «Сацумское восстание» под руководством Сайго Такамори.

В период Мэйдзи (1868 – 1912 гг.) множество оружейников отошло от кузнечного ремесла – традиции, передававшиеся на протяжении веков из поколения в поколение, были прерваны. Оставшиеся мастера продолжили работу в условиях значительно более узкой востребованности своих изделий.

С усилением в 30-х годах ХХ века роли военных кругов после длительного периода европеизации страны, правящий режим императорской Японии избрал одной из платформ своей политики национальные идеи, опиравшиеся среди прочего на воинские традиции прошлого. Интерес к мечам, которые стали табельным оружием офицеров императорской армии и военно-морского флота Японии, способствовал тому, что впервые после 1876 года спрос на изделия кузнецов вновь вырос.

В это время трудилось множество оружейников самого разного уровня квалификации. Немногочисленные представители кузнечного цеха сохраняли знания, полученные от прежних поколений мастеров, другие не обладали необходимыми познаниями и навыками для ковки качественных мечей и пришли в кузнечное дело из других областей.

Сырье тамахаганэ, использовавшиеся как изначальный материал для классического японского меча – нихонто, использовалось лишь оружейниками, чей уровень мастерства позволял изготавливать гэндай-то – мечи, выкованные после 1876 года и прошедшие все стадии традиционных технологических процессов.

Одним из центров по сохранению японского оружейного искусства и изготовления мечей, выкованных традиционным ручным способом, стала кузнеца – «Нихон-То Танрэн Кай» при храме Ясукуни. Она работала с 1933 по 1945 годы. Мечи, изготовленные кузнецами Ясукуни, высоко ценятся по настоящее время.

Талантливым кузнецом и общественным деятелем Курихара Хикосабуро (Акихидэ) был основан Институт ковки японского меча – «Нихон-То Танрэн Дэнсюдзё». С 1933 года кузнецы этого сообщества изготавливали гэндай-то. Во время воздушных налетов на Токио в 1945 года «Нихон-То Танрэн Дэнсюдзё» был закрыт.

Работы кузнецов периода 30-40-х годов ХХ века вызывают неоднозначные оценки у исследователей истории японского меча. Помимо кузнецов «Нихон-То Танрэн Дэнсюдзё» и «Нихон-То Танрэн Кай» мечи по традиционной технологии производили мастера школы Осака Гассан, оружейники из кузнецы при Храме Минатогава в городе Кобе и ряд кузнецов, работавших в частных мастерских (Исидо Тэрухидэ и прочие).

В городе Сэки над изготовлением мечей трудилось около двухсот кузнецов, среди которых лишь некоторые (Фудзивара Канэфуса в 23 поколении, Ватанабэ Канэгана) изготавливали гэндай-то.

Подавляющее большинство мечей 30-40-х гг. ХХ века является продуктом упрощенных технологий, предусматривающих изначальное сырье – промышленную сталь, механизированное производство и закалку в масле. Сегодня в среде исследователей и коллекционеров эти изделия объединяют термином – «Сёва-то» (мечи Сёва).

Выводы экспертизы:

Представленный на экспертизу предмет является образцом японского меча, форма, пропорции и длина клинка которого, позволяют классифицировать его, как катана.

Меч имеет подпись автора: «Сэки Канэмунэ саку» — «Сделал Сэки Канэмунэ», инспекционный штамп «Сё» и фрагменты иероглифов, заключавших в себе информацию о дате изготовления катана.

Меч изготовлен в конце 30-х гг. ХХ века (Сёва).

Среди известных кузнецов, проживавших в городе Сэки в 30-40-х гг. ХХ века работал оружейник Фукумото Канэмунэ – сын Амахидэ Канэмунэ. Однако при прочих схожих параметрах, стиль начертания иероглифов мэй представленного меча существенно отличается от манеры подписи Фукумото Канэмунэ. Это позволяет предположить, что данная работа может являться изделием какого-либо еще кузнеца, работавшего в Сэкии подписывавшего свои мечи именем Канэмунэ.

Совокупность характеристик данного меча (катана), позволяет предположить, что он изготовлен из промышленного сырья, возможно, посредством полной либо частичной механизированной обработки металла. Характеристики меча не согласуются с показателями, выполненных традиционным способом (ручная ковка с последующей закалкой в воде).

Прилагаемая художественная оправа меча – топпэй утигатана-косираэ, является изделием того же периода (30-40-х гг. ХХ века, эра Сёва), что подтверждает низкое качество материалов и невысокий уровень исполнения отдельных элементов конструкции.

Инспекционный штамп «Сё», использовался в период 1926 года по конец 1941 года.

В 30-х годах ХХ века, в Японии, когда интерес к воинской культуре прошлого возрос и всячески поощрялся властями, множество частных мастерских помимо военной продукции занималось изготовлением мечей традиционного типа, что было востребовано в свете усилившихся в японском обществе традиционных идей.

Представленное на экспертизу изделие атрибутируется как традиционный японский меч типа «катана» периода (группы) «гэндайто» (изготовленных после 1876 года).

Примечание:

Предмет происходит из США. После оккупации Японии (2 сентября 1945 — 28 апреля 1952 гг.), когда было объявлено о сдаче населением оружия в полицейские участки, где спустя любой американский солдат мог получить три меча, в качестве сувенира, под роспись.

Фотографии японских самураев с традиционными японскими мечами—тати, катана и вакидзаси (черно-белые и раскрашенные черно-белые снимки).

Предмет экспертизы имеет антикварное значение, представляет исследовательский и коллекционный интерес как образец японского меча отдельно взятой исторической эпохи.

Атрибуция традиционного японского меча «катана», выполнена на основании визуального обследования предмета, с извлечением клинка из оправы меча.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года, за № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — традиционный японский меч «катана» (оригинальное название оружия на японском языке; 刀), в художественной оправе топпэй утигатана-косираэ, Японии, Японское производственное изготовление клинка меча, мастера — кузнеца Сэки Канэмунэ, из города Сэки (префектура Гифу, остров Хонсю), выпуска 1930-х гг. XIX века, периода Сева (1926-1989 гг.), периода «Современных мечей» — Гэндайто (с 1876 года), Японское производственное изготовление цубы меча, выпуска XVIII-XIX вв. (до 1868 года), периода Эдо (1603 — 1867 гг.), японского производственного изготовления рукояти, фути, касира, мэнуки, хабаки, сеппы и ножен меча, выпуска около 1930-х гг. XIX века, периода Сева (1926-1989 гг.), Японской Империи, времени правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева), периодов Японско-китайской войны (1937-1945 гг.), японского вторжения во французский Индокитай (22-26 сентября 1940 года), войны в Азиато-тихоокеанском регионе (1941-1945 гг.) и 2 Мировой войны (1939-1945 гг.).

Японское холодное оружие одно из самых красивых в мире, его пропорции поражают воображение. Самурайский меч — это символ воина, на его острие его душа, его кодекс, его жизнь и смерть. Японские мечи — это произведения искусства признанное во всем мире. Японский меч — это то что нужно понять душой. Холодное оружие Японии выковывалось столетиями и вместе с тем выковывался его дух – Бусидо.

Купить японскую катану в подарок мужчине это значит дать  ему себя почувствовать настоящим самураем!

Катана — это клинок японского типа основным определяющим критерием является его длинна, от 60 до 65 см. Первые клинки катан, появились в период Муромати.

Катаны (без оправы клинки) в соответствие с их временными датировками можно поделить на хронологические периоды японской истории, установленные агентством по делам культуры Японии.

Период Муромати (1392-1572 гг.).

Период Мумояма (1573-1592 гг.).

Период Эдо (1600-1867 гг.).

Период Мэйдзи (1867-1912 гг.).

Период Тайсе (1912-1926 гг.).

Период Сева (1926-1989 гг.).

В более поздние периоды японской истории, начиная с середины 17 века, самураи столкнулись с небольшой проблемой, а именно отсутствие практики боевого применения катаны. Крупномасштабные войны, как правило, не велись, а применять мечи на практике, было как-то надо.

Выход, конечно, нашелся, в ход пошли старые покорёженные шлемы, тела умерших преступников, приговоренных к смерти, тела еще живых преступников, тоже приговоренных к смерти, снопы сельскохозяйственной продукции, бамбук и так далее. Самым интересным для самураев конечно было испытание катаны на живых людях, зачастую самураи искали повод для ссоры находив жертвы в простых людях случайно встретившись им на пути.

Самый простой, и бесчеловечный способ было убийство случайных прохожих ночью. Испытание катан и других военных мечей продолжилось во время II Мировой войны, были случаи казни пленных американцев и британцев, казни китайцев японскими мечами приобретали масштабный характер.

Основные простые термины по определению и запросы традиционного японского меча «катана» не соответствующие точному профессиональному определению: катана старинная, катана настоящая, катана оригинальная, катана древняя, катана самурайская, катана самурая, старая катана, подлинная катана, катана цена, катана стоимость, сколько стоит катана, как продать катану, где продать катану, купить катану в москве, продажа самурайских катан в Японии, продажа старинных катан в Москве, очень древняя катана, японские катаны, как купить катану, где купить катану, самураев катана, перерубить ствол пулемета катаной, перерубание катаной рельс, как заточить катану, самураи и катана, самурай с катаной, красивая катана, древность катана, катана красные ножны, катаны японцев, катана за миллион.

Профессиональные определения, связанные с традиционным японским мечем катаной: традиционный японский меч катана, полировка японского меча катана, традиционный японский меч катана в Императорской Японской армии, экспертиза японского меча катана, как отполировать клинок катаны, подставка под традиционный меч катана, выставка японских традиционных мечей, мечи самураев периода правления клана Токугава, мечи периода сегуната, эпоха «старых мечей», мечи кото, мечи синто, мечи группы гендай-то, фамильные гербы на японских мечах, подделка японских мечей, японские мечи периода Мэйдзи, композиционная сталь японских традиционных мечей, текстура стали японского меча, как подобрать оправу для японского меча.

Само слово катана очень привлекает людское внимание, оно крайне популярно, и далеко опережает любое другое определения японского меча. Возможно, это связанно с самим словом, может размер предмета идеален в пропорции, в любом случае оно на слуху. Внешний фактор предмета также привлекателен, кроме эстетичного клинка есть и оправа меча.

Больше всех конечно в ней привлекает цуба, в основной своей массе, выполненной из железа, но инкрустированной драгоценными металлами, чаще всего золотом. Прочие атрибуты оправы такие как мэнуки, фути, касира тоже имеют художественное исполнение, но цуба как основной элемент в оправе, имеющий большую площадь дающую больше возможностей    для художественно замысла. Самые распространённые тематические изображения содержат орнаментации растительного характера, более редкие это изображение людей. Средний составляющий художественный композиционный сюжет отображает изображение животных, населяющих территорию японских островов. Иногда это мифологические персонажи, полулюди, полуживотные.

Внутренний фактор катаны – это его духовная составляющая, его душа. Конечно напрашивается взаимоисключающий параграф, холодное оружие и духовность. Наверное, менталитет средневековых японских воинов уравнивал всю не логичную логику и тем самым определяя фактор культа оружие и насилия, как огромную часть государственной политики того времени, тормозя эволюционный процесс развития общества. Если вспомнить реформаторский процесс эпохи Мейздзи, то основным стопором для реформ были самураи и их катаны. После устранения самурайского сословия как класс, под запрет попадает и их оружие — катаны.

Катана — японский меч — купить в Москве, оригинал и подлинник.

Цена: продано

Купить