Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Британская офицерская, боевая, парадно-выходная, строевая, морская сабля, образца (модели) 1827/1846 гг. (оригинальное название оружия на английском языке; 1827/1846 pattern naval officer’s sword), Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy), Вооруженных Сил Великобритании (оригинальное название вооруженных сил на английском языке; British Armed Forces). Англия. Великобритания. Британская империя (викторианская эпоха). Британское производственное изготовление сабли, выпуска 1870-e гг. – 1901 год (до 21 января). Время правления королевы Великобритании Виктории (1837-1901 гг.).

Описание:

Британская офицерская, боевая, парадно-выходная, строевая, морская сабля, образца (модели) 1827/1846 гг. (оригинальное название оружия на английском языке; 1827/1846 pattern naval officer’s sword), Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy), Вооруженных Сил Великобритании (оригинальное название вооруженных сил на английском языке; British Armed Forces).

Англия. Великобритания. Британская империя (викторианская эпоха).

Британское производственное изготовление сабли, выпуска 1870-e гг. – 1901 год (до 21 января).

Время правления королевы Великобритании Виктории (1837-1901 гг.).

Оригинал, подлинник.

Фотография общего плана.

Подарочная упаковка и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.

Экспертиза.

На экспертизу представлена морская британская офицерская сабля, предположительно, последней трети 19 века.

Задачами экспертизы являются:

I) Определить технические характеристики сабли по ее составным частям (с описанием этих частей) и определить функциональное назначение этих частей.

II) Определить время и место изготовления сабли по ее составным частям, а также определить ее производителя.

III) Определить, к какому роду войск и воинскому составу относится сабля, а также ее образец года (с учетом временного диапазона).

IV) Определить географический ареал бытования данной модели.

V) Исторический экскурс из истории Королевского (Британского) флота.

VI) Вывод о том, является ли предмет культурной ценностью.

В ходе экспертной работы был применен метод визуального исследования сабли (без демонтажа эфеса).

Использовались:

— измерительные и увеличительные приборы;

— справочная литература на английском языке.

Общие параметры:

Общая длина сабли (в ножнах) – 936 мм.

Длина сабли без ножен – 927 мм

I

Клинок

Параметры клинка в трехмерном объеме:

Длина клинка – 781 мм.

Ширина клинка (в наиболее широкой части) – 26 мм.

Толщина обуха клинка (в наиболее широкой части) – 7 мм.

Клинок сабли стальной, с небольшим изгибом полосы, изготовленный способом промышленной ковки с последующей доработкой. В своей основной части клинок широкодольный (долы получены фрезерной обработкой, впервые примененной в Германии в 17 веке) с заточенной внутренней кромкой и тупым плоским обухом. Конец клинка сабли обоюдоострый, плавно сужающийся к концу.

С обеих сторон полотно клинка на 56-57 % покрыто трафаретным рисунком выполненного в технике травления. Также его следы присутствуют и на обушной части клинка. Вся поверхность детали покрыта никелированным наслоением (впервые никель открыт в Германии в 1751 году).

Конец клинка сабли со следами двухсторонней (обоюдоострой) заточки.

Орнаментация растительного характера с правой стороны полотна клинка сабли. 

Латунная пломба PROVED c правой стороны  полотна клинка сабли.              

С правой стороны полотно клинка покрыто орнаментацией растительного характера, изображением Королевского герба Великобритании, состоящего из коронованного льва (символ Англии) и опоясанного цепь единорога (символ Шотландии), поддерживающих с обеих сторон щит.

Герб Великобритании с правой стороны полотна клинка.

Щит разделен на четыре части с малозаметными стилизованными изображениями: в верхнем левом и правом нижнем углах – три льва (символ Англии), в правом верхнем углу – одиночный лев (символ Шотландии), в левом нижнем углу арфа (символ Ирландии). Щит увенчан рыцарским шлемом и государственной императорской короной тюдоровского (в данном случае)  типа олицетворяющей Британию.

Под щитом в ленточном картуше надпись на французском языке DIE . ET. MON. DROIT (русский перевод; БОГ. И  МОЕ. ПРАВО) — британский королевский девиз, возникший со времени английского короля Генриха V (1413-1422), указывающая на божественное право монарха. Вся верхняя часть композиции выполнена в обрамление лучей небесного света.

В районе пяты клинка сабли изображение шестиугольной дамасской звезды (знак качества стали, заимствованный британскими производителями холодного оружия у оружейной гильдии дамасских мастеров с целью более успешной реализации своей продукции), внутри нее вмонтированная круглая латунная пломба c надписью по окружности на английском языке PROVED (русский перевод; ИСПЫТАНО), обозначающая, что клинок прошел испытание на прочность. Внутри маркировочной надписи латинская буква P возможно обозначающая какой-либо проверочный тест или дополнительное контрольное клеймо, поставленное производителем.

С левой стороны полотно клинка сабли покрыто орнаментацией растительного характера, изображением обвитого канатом якоря и короны Святого Эдуарда георгианского типа в обрамление лучей небесного света (в верхней части).

Проверочная маркировка на обухе клинка сабли.

На обухе полотна клинка сабли, визуально наблюдается изображение заключенного в треугольный картуш, латинская буква Сстрела с наконечником и оперением, направленная в сторону острия полотна клинка сабли и латинская буква Р (плохочитаемая).

Буквенный символ С, в данном случае означает начальную часть полотна клинка, при тесте на изгиб, стрела — основную тестирующую часть полотна клинка на которую приходится основная нагрузка при изгибе, буквенный символ Р, в данном случае означает оконечную часть полотна клинка, при тесте на изгиб.

сканирование123

Проверочная машина «Eprouvette» (от фр. дословно – образец, проба) изобретенная в 1844 году, английским производителем холодного оружия Генри Уилкинсоном для тестирования своей продукции.

Примечание:

Баланс клинка (в комплекте с рукоятью) приходится на оконечную часть. По своим боевым характеристикам, клинок сабли (в комплекте с рукоятью), предназначался для колющего и рубящего удара.

Примечание:

Поскольку демонтаж эфеса сабли не представляется возможным (заклепан), то изучение хвостовика клинка сабли не ведется.

Эфес

Общий вид эфеса сабли.

Параметры эфеса в трехмерном объеме:

Длина эфеса (с закрытым откидным щитком) – 159 мм.

Ширина эфеса – 111 мм.

Расстояние глубины эфеса (с открытым откидным щитком) – 84 мм.

Эфес сабли состоит из восьми элементов:

1) позолоченной защитной чашки и защитной дужки, изготовленных из томпака;

2) позолоченной планки и навершия эфеса, изготовленных из томпака;

3) рукояти из кожи акулы серого цвета (на деревянной основе) с поверхностной обмоткой медной и латунной проволоки;

4) позолоченной фиксирующей втулки, изготовленной из томпака;

5) соединительной (с остатками позолоты) шайбы, изготовленной из томпака;

6) кожаного ограничителя серого цвета;

7) позолоченного откидного щитка, изготовленного из томпака, и скрепляющего его штыря, изготовленного из стали;

8) стабилизирующего фиксатора, изготовленного из стали.

Примечание:

Каждый элемент эфеса сабли  (кроме обтяжки рукояти) выполненный из цветного металла, первоначально имел равномерный слой позолоты (для защиты от коррозийных воздействий воздуха, а также для придания золотого блеска).

Защитная чашка эфеса сабли. 

Защитная дужка эфеса сабли.                 

Защитная чашка и защитная дужка эфеса сабли представляют собой единую цельную деталь, отлитую в одной литейной форме из томпака (смесь латуни и небольшого количества цинка) с дальнейшей доработкой путем следующих видов работ: удаления лишних частиц металла шаберным (шабер от нем. – скребок) инструментом, обработки детали многолезвийным инструментом (надфилем) и абразивными материалами.

Золотое покрытие детали, сохранившееся на 35-40 %, выполнено гальваническим способом. Вся остальная часть детали имеет налет светло-коричневой патины.

Чашка эфеса имеет вид овалоподобного элемента с глубоко рельефной волнисто-точечной орнаментацией. В центральной ее части эмблематическое изображение, состоящее из обвитого канатом якоря и короны Святого Эдуарда викторианского типа (в верхней его части).

В левой нижней ее части (относительно положению эфеса, показанного на фотографии) два круглых отверстия для темляка (петлеобразный шнур, помогающий удержанию в руке холодного оружия в случае его падение).

С правой нижней ее части выступающий вниз каплевидный отросток. По центру в нижней части детали расположено прямоугольное отверстие для хвостовика клинка. Еще ниже два крепежных паза (для соединения с откидным щитком эфеса).

С левой стороны от чашки отходит защитная дужка, плавно сужающаяся к овальному темлячному отверстию, находящемуся в конце детали.

сканирование0001-001

Расположение темляка на аналогичной сабле (британская морская офицерская сабля образца 1827/1846 гг.).

Защитная чашка и защитная дужка сабли предназначались для защиты руки от прямых и боковых ударов (в том числе и каплевидный отросток, предназначенный для «ловли» клинкового оружия противника). Защитное перекрестие также играло роль как ограничитель при вкладывании сабли в ножны.

Планка эфеса сабли.

Рукоять эфеса сабли.

SONY DSC

Навершие эфеса сабли в виде стилизованной львиной головы.

Рукоять эфеса сабли представляет собой округло-продолговатый элемент с небольшим Г – образным выступом в верхней части. Тыльная сторона рукояти эфеса cрезана и идентична по форме тыльной стороне планки эфеса. Рукоять в основе деревянная, просверленная по продольной оси, с наклеенным покрытием из кожи акулы светло-серого цвета.

По всей лицевой поверхности с промежутком в 8 мм рукоять обмотана трехрядной проволокой (центральный ряд из крученой медной проволоки, по бокам дротовой из латунного сплава), закрепленной в натяг, что придало рукояти волнистообразную форму. Рукоять такой формы, а также сам материал были наиболее удобны в обхвате рукой, что предотвращало возможный эффект скольжения.

Фиксирующая втулка эфеса сабли.

Фиксирующая втулка эфеса представляет собой единую цельную деталь, полученную способом штамповки (впервые применен в 1846 году английским инженером Уильямом Джорджем Армстронгом) из листовой латуни с дальнейшей доработкой шаберным и, возможно, полировальным инструментом. Золотое покрытие детали, сохранившееся почти на 100 %, выполнено гальваническим способом. Поверхность элемента имеет орнаментацию в виде пяти неровных линий по окружности, полученных с помощью многолезвийного (надфиль) и возможно штихельного инструмента.

Деталь предназначалась для фиксации планки эфеса, а также играла роль в формирование его прямого угла.

Декоративная вставка с выступающим наружу хвостовиком.

Декоративно-фиксирующая вставка представляет собой деталь, полученную методом литья из латуни с дальнейшей обработкой абразивным материалом и штихельным инструментом. Золотое покрытие детали, выполненное гальваническим способом, сохранилось лишь на небольшом периферийном участке. Вся остальная часть детали имеет налет светло-коричневой патины.

Элемент служит скрепляющим звеном между навершием и хвостовиком клинка. При ударном воздействии на выступающее окончание хвостовика по окружности (заклепывание) происходит процесс фиксации клинка сабли с эфесом. Соединительная шайба в этом процессе необходима, т.к. слишком объемная и рельефная площадка навершия не позволила бы полностью зафиксировать эфес.

Можно дополнительно отметить, что при ударном воздействии на хвостовик соединительная шайба тоже частично подвергается этому процессу и сама деформируется. Также происходит ее внутренняя деформация и расширение по причине давления при ударе на окончание хвостовика клинка. Все эти процессы способствовали надежному креплению клинка и всех частей эфеса. В нашем случае этот надежный процесс прошел испытание временем, и планка эфес не имеет даже самый небольшой люфт.

Кожаный ограничитель.

Кожаный ограничитель представляет собой овальную со сквозным отверстием деталь серого цвета, полученную путем резки. Элемент служит ограничителем между эфесом и ножнами сабли, а также обеспечивал более плотное закрывание устья ножен, предохраняла клинок от сырости, а ножны от засорения.

При вкладывании клинка в ножны матерчатый ограничитель гасит обоюдное ударное воздействие металлических частей, предотвращая тем самым их преждевременную деформацию и ненужный звон.

Фотографии положения щитка, при строевом (повседневном) и боевом режиме.

Щиток эфеса сабли представляют собой деталь, отлитую из томпака с дальнейшей доработкой путем следующих видов работ: удаления лишних частиц металла шаберным инструментом, обработки многолезвийным инструментом и абразивными материалами. Золотое покрытие детали, сохранившееся на 45-50 %, выполнено гальваническим способом. Вся остальная часть детали имеет налет светло-коричневой патины. Кроме этой детали в комплекте со щитком присутствует его скрепляющий штырь, изготовленный из стали.

Деталь имеет D-образную форму (относительно горизонтального положения детали), плоскую с лицевой и рельефную с тыльной стороны. В верхней части (как с тыльной, так и лицевой) детали три выступающих наружу прямоугольных паза (для соединения с двумя крепежными пазами защитной дужки эфеса). В средней части элемента имеется округлое отверстие (для крепежа с фиксирующим штырем устья ножен).

Соединительный штырь с крепежными пазами.

Крепеж трех пазов защитного щитка эфеса и двух пазов защитной чашки эфеса происходил путем петлеобразного совмещения с дальнейшей фиксации с помощью крепежного (соединительного) стального штыря (штырь должен был быть подобран такого диаметра, что бы откидной щиток мог иметь свободный ход).

Деталь предназначена для защиты большого пальца владельца сабли в поднятом (боевом) положение (в обычной ситуации защитный щиток опущен и не мешал владельцу при ее ношении). Кроме того, деталь была предназначена для фиксации сабли с ножнами на случай ее непроизвольного выпадения (качка на корабле).

Стабилизирующий фиксатор.

Стабилизирующий фиксатор представляет собой стальную прямоугольную пластину, обладающими пружинными свойствами. Деталь расположена напротив среднего паза тыльной стороны откидного щитка. При поднятии щитка в боевое положение стабилизирующий фиксатор не дает ему вновь опустится (ограничения свободного хода).

Ножны

Ножны сабли (фотография тыльной стороны детали).

Ножны.

Параметры ножен трехмерном объеме:

Длина ножен – 791 мм.

Ширина ножен в наиболее широком месте (устье без учета ушка и портупейного кольца) – 39 мм.

Толщина ножен в наиболее широком месте (устье c учетом фиксирующего штыря)­­ – 27 мм.

Ножны сабли состоят из четырех элементов:

1) Кожаной основы.

2)  Устья, состоящего из пяти частей:

а) основы устья, выполненного из томпака (с остатками позолоты);

б) позолоченной латунной втулки;

в) латунного (с остатками позолоты) фиксирующего штыря;

г) латунного (с остатками позолоты) ушка;

д) томпакового (без остатков позолоты) портупейного кольца.

3) Обоймицы состоящей из четырех частей:

а) основы обоймицы выполненной из томпака (с остатками позолоты) и заклепки изготовленной из латуни (без остатков позолоты);

б) латунного (с остатками позолоты) ушка;

в) латунного (без остатков позолоты) портупейного кольца.

4) Наконечника, выполненного из томпака (с остатками позолоты), а также его защитного башмака, изготовленного из латуни (с остатками позолоты).

Примечание:

Каждый элемент ножен, выполненный из цветного металла, первоначально имел равномерный с остальными частями слой позолоты.

Ножны имели два основных функциональных назначения:

а) защита клинка сабли от коррозии;

б) защита владельца сабли, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.

Лицевая сторона основы ножен.  

 Тыльная сторона основы ножен.

Основа ножен выполнена из одного куска кожи, соответствующего конфигурации полотна клинка. Кусок прошит белой нитью в технике крест-накрест (тыльная сторона). Затем кожа подверглась дублению и окрашиванию в черный цвет, а после монтировки всех металлических частей ножен была покрыта черным лаком.

По всей поверхности основы ножен можно наблюдать процесс потери лакокрасочного покрытия и ссыханием кожаного материала (в нижней части основы ножен на внутренней стороне имеется круглое отверстие от клепки несовместимое с аналогичным отверстием на наконечнике ножен, что подтверждает версию ссыхания кожаного материала).

Общий вид устье ножен (лицевая часть).

Устье ножен представляет собой деталь, состоящую из пяти частей, выполненных различными способами изготовления.

Элемент предназначался для защиты верхней части ножен от повреждений, а также служил крепежным элементом для портупейной системы. Кроме того, деталь служила ограничителем перекрестия эфеса.

Основа устья (тыльная сторона).

а) Основа устья ножен сабли представляет собой единую, цельную деталь, полученную из листового томпакового металла путем его загиба (выколотки) на матрице и сварки по стыку (торцевая внешняя сторона) твердоплавким латунным припоем.

Доработка детали осуществлялась путем следующих работ: удаления лишних частиц металла шаберным инструментом, обработки многолезвийным инструментом и абразивными материалами. Золотое покрытие детали, выполненное гальваническим способом, сохранилось лишь на небольших периферийных участках. Вся остальная часть детали имеет налет светло-коричневой патины.

Деталь имеет прямоугольную форму, ограниченную в нижней части ажурным выпилом, в верхней части отогнутым устьем. Торцевые части элемента имеют равномерно узкую форму с закругленными окончаниями. На торцевой внутренней стороне имеется пустое гнездо от крепежной заклепки. Крепление детали к кожаной основе производилось с помощью клея неизвестной консистенции, а также одной заклепки (отсутствует).

Пустое гнездо от крепежной заклепки (торцевая внутренняя сторона).

Как тыльная, так и лицевая часть детали имеет одинаковую орнаментацию, состоящую из простых поперечных линий (относительно горизонтального положения детали) и волнообразного декора, нанесенных штихельным инструментом.

Деталь предназначалась для защиты верхней части ножен от повреждений, а также служила ограничителем по отношению к перекрестию эфеса.

SONY DSC

Втулка устья.

б) Втулка устья ножен сабли, представляет собой единую, цельную деталь, полученную методом штамповки из листовой латуни. Доработка детали осуществлялась путем следующих работ: удаления лишних частиц металла шаберным инструментом, обработки многолезвийным инструментом и абразивными материалами. Золотое покрытие детали, сохранившееся на 50-55 %, (включая и внутреннее пространство детали) выполнено гальваническим способом. Вся остальная часть детали имеет налет темно-коричневой патины.

Деталь имеет эллипсовидную форму с отогнутым наружу кантом. Элемент имеет двухслойный (внешний и внутренний) листовой ряд, полученный в результате загиба металла внутрь. Крепеж к основе ножен осуществлен путем насадки втулки устья на саму основу и фиксации с помощью сварки твердоплавким латунным припоем. Поверхность детали имеет простую орнаментацию в виде одной прямой линии расположенной по окружности нанесенной с помощью многолезвийного (надфиль) и штихельного инструмента.

Деталь предназначалась как расширитель для облегчения вкладывания клинка в ножны.

Фиксирующий штырь.

в) Фиксирующий штырь представляет собой латунную цилиндрическую деталь, вмонтированную с помощью ударного воздействия (в заранее подготовленное отверстие) в тыльную сторону втулки устья. После данной операции, окончательный крепеж обеих деталей меж собой был достигнут с помощью сварки твердоплавким латунным припоем. Золотое покрытие детали, выполненное гальваническим способом, сохранилось лишь на небольшом периферийном участке.

Деталь предназначена для фиксации откидного щитка в опущенном (не боевом) положение.

Ушко устья.

г) Ушко устья представляет собой деталь, отлитую в литейной форме из латуни. Доработка детали осуществлялась путем следующих работ: удаления лишних частиц металла шаберным инструментом, обработки многолезвийным инструментом и абразивными материалами. Золотое покрытие детали, выполненное гальваническим способом, сохранилось лишь на небольшом периферийном участке. Вся остальная часть детали имеет налет светло-коричневой патины.

Крепеж к устью осуществлен с его внутренней торцевой стороны в заранее подготовленное отверстие, под силовым воздействием (скорее всего с внутренней стороны ушка находятся крепежная пластина, с помощью которой была осуществлена предварительная фиксация детали). После данной операции окончательный крепеж обоих деталей меж собой был достигнут с помощью сварки твердоплавким латунным припоем.

Элемент предназначался для свободного хода портупейного кольца.

Портупейное (крепежное) кольцо.

д) Портупейное (верхнее, крепежное) кольцо представляет собой деталь, полученную способом волочения из томпаковой проволоки через фильеру (волочильный станок). Крепеж детали на ушко устья производился путем смыкания кольца под силовым воздействием с последующей фиксацией оставшегося шва твердоплавким латунным припоем.

Вся поверхность детали имеет налет темно-коричневой патины. Золотое покрытие не сохранилось.

SONY DSC

Способ крепления крепежных (портупейных) колец к портупейному ремню (фото британской морской офицерской сабли конца 19 в. и британского морского ремня периода II Мировой войны).

Деталь служила крепежным (подвесным) элементом к портупейному ремню (от французского Porte-épée – «ношение шпаги»), который в свою очередь предназначался для ношения сабли в вертикально-наклонном положении (при наличии нижнего портупейного кольца).

Деталь служила крепежным (подвесным) элементом к портупейному ремню (от французского Porte-épée – «ношение шпаги»), который в свою очередь предназначался для ношения сабли в вертикально-наклонном положении (при наличии нижнего портупейного кольца).

Примечание:

Очень часто из-за большой длины портупейного ремня (продиктовано модой или другими факторами) владельцам сабель приходилось придерживать их рукой при ношении или попросту брать себе в руки.

Общий вид обоймицы ножен сабли (лицевая часть).

Обоймица ножен представляет собой деталь, состоящую из четырех частей, выполненных различными способами изготовления.

Элемент предназначался для защиты средней части ножен от повреждений, а также служил крепежным элементом для портупейной системы. Кроме того, деталь могла частично действовать как ребро жесткости.

SONY DSC

Основа обоймицы ножен (тыльная сторона).

а) Основа обоймицы ножен представляет собой единую, цельную деталь, полученную из листового томпакового металла путем его загиба (выколотки) на матрице и сваренного вдоль места стыка (торцевая внешняя сторона) твердоплавким латунным припоем. Доработка детали осуществлялась путем следующих работ: удаления лишних частиц металла шаберным инструментом, обработки многолезвийным инструментом и абразивными материалами. Золотое покрытие детали, выполненное гальваническим способом, сохранилось лишь на небольших периферийных участках. Вся остальная часть детали имеет налет светло-коричневой патины.

Деталь имеет прямоугольную форму с выпиленными волнообразными краями. Торцевые части детали имеют равномерно узкую форму с закругленными окончаниями. Крепление детали к кожаной основе произведено с помощью клея неизвестной консистенции, а также одной латунной заклепки, находящейся на торцевой внутренней стороне элемента.

Крепежная заклепка (торцевая внутренняя сторона).

Как тыльная, так и лицевая часть детали имеет одинаковую орнаментацию, состоящую из простых поперечных линий (относительно горизонтального положения детали) и волнообразного декора нанесенных штихельным инструментом.

Деталь предназначалась для защиты средней части ножен от повреждений, а также могла частично действовать как ребро жесткости.

Ушко обоймицы.

б) Ушко устья представляет собой деталь, отлитую в литейной форме из латуни. Доработка детали осуществлялась путем следующих работ: удаления лишних частиц металла шаберным инструментом, обработки многолезвийным инструментом и абразивными материалами. Золотое покрытие детали, выполненное гальваническим способом, сохранилось лишь на небольшом периферийном участке. Вся остальная часть детали имеет налет светло-коричневой патины.

Крепеж к устью осуществлен с его внутренней торцевой стороны в заранее подготовленное отверстие, под силовым воздействием (скорее всего с внутренней стороны ушка находятся крепежная пластина, с помощью которой была осуществлена предварительная фиксация детали). После данной операции окончательный крепеж обоих деталей меж собой был достигнут с помощью сварки твердоплавким латунным припоем.

Элемент предназначался для свободного хода портупейного кольца.

Портупейное (крепежное) кольцо.

в) Портупейное (нижнее, крепежное) кольцо представляет собой деталь, полученную способом волочения из латунной проволоки через фильеру. Крепеж детали на ушко устья производился путем смыкания кольца под силовым воздействием с последующей фиксацией оставшегося шва твердоплавким латунным припоем. Вся поверхность детали имеет налет светло-коричневой патины. Золотое покрытие не сохранилось.

Деталь служила крепежным (подвесным) элементом к портупейному ремню, который в свою очередь предназначался для ношения сабли в вертикально-наклонном положении (при наличии верхнего портупейного кольца).

Наконечник ножен сабли (лицевая сторона).

Наконечник ножен сабли представляет собой двухсоставную деталь, состоящею из самого наконечника и его защитного башмака (поскольку обе детали выполняют одни и те же функции, то их рассмотрение ведется в общем контексте). Золотое покрытие детали, выполненное гальваническим способом, сохранилось лишь на небольших периферийных участках. Вся остальная часть детали имеет налет темно-коричневой и светло-коричневой патины, а также грязи и оксида зеленого цвета.

Наконечник ножен получен из листового томпакового металла путем его загиба (выколотки) на матрице и спайки вдоль места стыка (торцевая внешняя сторона) оловянным припоем. Доработка детали осуществлялась путем следующих работ: удаления лишних частиц металла шаберным инструментом, обработки многолезвийным инструментом и абразивными материалами.

Деталь имеет прямоугольную форму, ограниченную в верхней части ажурным выпилом, в нижней части ее защитным башмаком. Торцевые части элемента имеют равномерно узкую форму с закругленными окончаниями. С тыльной стороны детали имеется пустое гнездо от крепежной заклепки. Крепление детали к кожаной основе произведено с помощью клея неизвестной консистенции, а также одной заклепки (отсутствует).  Как тыльная, так и лицевая часть элемента имеет одинаковую орнаментацию, состоящую из поперечных линий (относительно горизонтального положения детали), волнообразного и растительного декора, нанесенных штихельным инструментом. Вся поверхность внешней торцевой части детали имеет следы многочисленных забоин, что связано с долгим использованием или не совсем бережным ношением сабли (возможно, также это связано и с боевыми ситуациями).

Пустое гнездо от крепежной заклепки (тыльная сторона).

В нижней части наконечника ножен расположен его защитный башмак, отлитый в литейной форме из латуни с дальнейшей доработкой путем следующих видов работ: удаления лишних частиц металла шаберным инструментом, обработка детали многолезвийным инструментом и абразивными материалами.

Деталь имеет вид плоского продолговатого элемента, по своей форме напоминающего подкову. Вся поверхность внешней торцевой части детали имеет следы многочисленных забоин, оставленных в результате долгого использования или не совсем бережного ношения сабли (возможно, также это связано и с боевыми ситуациями).

Крепеж защитного башмака на наконечник ножен осуществлен путем механического соединения этих частей. После данной операции окончательный крепеж обеих деталей, был достигнут с помощью пайки твердоплавким латунным припоем.

В комплексе с наконечником ножен защитный башмак предохранял нижнею часть ножен от повреждений, но по сути являлся его передовым «форпостом».

Защитный башмак наконечника ножен (тыльная сторона).

II

Клинок

Изображения короны Святого Эдуарда георгианского типа с левой стороны полотна клинка сабли.

Изображения с правой и левой стороны клинка характерны для времени:

1) Эдвардианская корона георгианского типа (Великобритания) – 1714-1901 гг. (до 21 января).

2) Четырехчастный щит герба Великобритании – 1837 гг. по настоящее время.

3) Тюдоровская императорская корона герба Великобритании – 1902-1953 гг. (в некоторых случаях и дольше).

4) Дамасская звезда – с 1870-х годов по наше время.

5) Характерная манера исполнения рисунка (сочетание никелированного покрытия и рисунка, сделанного в технике травления) на полотне клинка — с 70-х годов 19 века по начало 20 века.

6) Форма клинка – с 1846 по 1929 гг.

Окончательная дата изготовления клинка 1870-е гг. – 1901 гг. (до 21 января).

Примечание:

Известен ряд случаев, когда на длинноклинковом оружие поздневикторианской эпохи присутствует изображение государственной императорской короны тюдоровского типа.

Четырехчастный щит королевского герба Великобритании, увенчанный рыцарским шлемом и государственной императорской короной тюдоровского типа, с правой стороны полотна клинка сабли.

Отсутствие, каких — либо производственных маркировок на клинке не дает право сделать более точный вывод о его производителе, хотя можно предположить, что деталь, скорее всего, была сделана в оружейных районах Лондона или Бирмингема.

Эфес

  Характерная манера исполнения чашки эфеса, а также изображения на ее лицевой части якоря обвитым канатом и короной Святого Эдуарда георгианского типа указывает на то, что деталь (соответственно и весь эфес) была изготовлена на территории Британской империи в период с 1827 по 1901-1902 гг.

Отсутствие, каких — либо производственных маркировок на эфесе не дает право сделать более точный вывод о его производителе, хотя можно предположить, что деталь, скорее всего, была сделана в оружейных районах Лондона или Бирмингема.

Примечание: известен ряд случаев, когда изображение короны Святого Эдуарда георгианского типа на чашках эфеса присутствует и после 1901-1902 г.

Ножны

По общему виду ножен сабли можно предполагать, что они произведены на территории Великобритании или ее колоний (в том числе и бывших), либо какой другой страны входящей или входивший в юрисдикцию Британской короны с 1827 г. по 1929 гг. (с 1929 г. ножны в таком художественном исполнении уже имели прямую форму). Отсутствие, каких- либо производственных маркировок на ножнах не дает право сделать более точный вывод об их производителе.

Общий вывод по всем 3 деталям

При совмещении трех основных деталей сабли можно сделать вывод, что она была изготовлена на территории Британской империи в период 1870-е гг. – 1901 гг. (до 21 января) во время правления королевы Виктории (1837-1901 гг.).

III

Изображение якоря и короны Святого Эдуарда (георгианский тип) на лицевой стороне чашки эфеса.

Изображение якоря на чашке эфеса и на левой стороне полотна клинка свидетельствует о том, что данная сабля принадлежит морским (речным) образцам длинноклинкового оружия. Наличие короны Святого Эдуарда (георгианский тип) на чашке эфеса и полотне клинка, совместно со всей выше перечисленной морской атрибутикой, дают все основания утверждать, что данный образец сабли принадлежит к Королевскому (Британскому) флоту.

Изображение якоря и короны Святого Эдуарда (георгианский тип) на левой стороне полотна клинка.

Впервые сабли такого образца появляются 1827 году (прототипом послужила британская пехотная сабля образца 1822 года) и предназначалась для офицерского состава Британского Королевского флота. В 1846 году сабля модернизируется (с полотна клинка убираются елмань и трубчатый обух) и в таком виде практически остается без изменений (в 1929 году клинок становится прямым) на вооружение офицеров Военно-морской службы (Naval Service) Британских вооруженных сил.

Представленная на экспертизу сабля также принадлежит к британскому офицерскому морскому образцу 1827 года, но отсутствие елмани и трубчатого обуха свидетельствует о том, что она относится к модернизированному образцу 1827 /1846 гг.

В настоящее время британская офицерская, боевая, парадно-выходная, строевая, морская сабля, образца (модели) 1827/1846/1929 гг., по-прежнему выпускается, на предприятии британской компании «Pooley Sword Limited» («Мечи Пули Лиметед (ООО)», компания располагается по адресу, Англия, графство Западный Суссекс, в городе Шорхэм-бай-Си, Хайд-Даун, дом 1 а).

Примечание: в настоящее время Королевский (Британский) флот входит в состав Военно-морской службы (ВМФ) Британских вооруженных сил.

сканирование0012

Литография с изображением лейтенанта — клерка (оригинальное название на английском языке clerk; русский перевод военный писарь) Королевского флота с офицерской британской морской саблей образца 1827 года (английская литография 1829 года).

Картина с изображением капитана Британского Королевского флота Уильяма Хатчина (1797-1878 гг.), с офицерской британской морской саблей, образца 1827 года (картина неизвестного английского художника, написанная возможно около 1856 года).

IV

На основании имеющейся достоверной информации можно утверждать, что офицерские морские сабли Британского Королевского флота образца 1827/ 1846 гг.  распространялась только на территории Британской империи. Экспорт в другие страны не прослеживается.

Примечание: на базе британской офицерской морской сабли образца 1827 / 1846 гг. во второй половине 19 века, рядом европейских стран были созданы похожие образцы офицерского морского длинноклинкового оружия.

V

История Королевского флота Великобритании. Работа выдана в общественное пользование.

2015-11-05_87226_1

Флаг Королевского флота Великобритании.

Первые прототипы британского флота появились еще во времена англо-саксонских королевств в VI-IX вв. Но официальной датой создания британского флота считается время правления короля Уэссекса Альфреда Великого (881-899 гг.), создавшего более-менее боеспособный флот, который мог не только давать отпор набегам датских викингов, но и также топить их корабли.

В XII-XV веках английский флот в основной своей массе состоял из зафрахтованных или конфискованных торговых судов, на которых в дальнейшем строились надстройки для лучников и латников. Обычно корабли сходились в абордажном столкновении, и исход сражения обычно решало численное преимущество, а в некоторых случаях и высота надстройки судов. Пушки использовались редко.

При короле Генрихе VIII Тюдоре (1509-1547 гг.) английский флот уже значительно вырос и стал называться королевским (с 1546 года; оригинальное название на английском языке; Royal Navy). В начале правления короля Генриха VIII его флот насчитывал всего 5 кораблей, но после издания Королевского указа о его увеличении (за счет денежных средств с нововведенным сбором пошлин на импорт и продаж монастырей) численность флота на 1514 год была доведена до 30 боевых судов, включая и два знаменитых корабля «Питер Помигрэнит» и «Мэри Роуз» (корабли выделялись среди общей массы своим большим водоизмещением и существенным арсеналом пушек). Часть кораблей была переделана из торговых судов.

Изображение каракки (от испанского языка Carraca; большое парусное судно) «Мэри Роуз». Корабль был заложен в 1510 году, спущен на воду в 1511 году. Был потоплен в бою 19 июля 1545 года. Цветное изображение на пергаменте (около 1540 года).

Изображение каракки (от испанского языка Carraca; большое парусное судно) «Питер Помигрэнит». Корабль был заложен в 1510 году, спущен на воду в том же году. Последние сведения о корабле относятся к 1558 году. Цветное изображение на пергаменте (около 1540 года).

К моменту смерти Генриха VIII в 1547 году, его флот официально насчитывал уже 58 боевых кораблей. При дочери Генриха VIII королеве Елизавете I (1558-1603 гг.), в 1588 году английский флот уже мог соперничать с испанским флотом и смог разгромить мощную испанскую эскадру под названием «Непобедимая Армада» (на тот момент испанский флот считался лучшим в мире). После этого Англия постепенно отбирает у Испании право называться «Главной морской державой», а сама приобретает название «Владычица морей».

В 1660 году при короле Карле II (1660-1685 гг.) английский флот реформируется как род войск, а к названиям кораблей присоединяется префикс Его (Ее) Величества (оригинальное название на английском языке; His or Her Majesty’s Ship, сокращенно HMS). После объединения в 1707 году Англии и Шотландии в одно общее королевство, флот получает неофициальный префикс «Британский».

Расцвет Королевского флота приходится на эпоху Наполеоновских войн (1799-1815 гг.) когда Британские военно-морские силы почти полностью контролировали основные морские магистрали, а в 1803 году помешали планам первого консула Франции Наполеону Бонапарту (1799-1804 гг.) высадить морской десант в Англию. Кульминацией в этих войнах стала победа Королевского флота под командованием вице-адмирала лорда Горацио Нельсона (годы жизни; 1758-1805 гг.) в битве при Трафальгаре 21 октября 1805 года над объединенным французско-испанским флотом, где британцы не потеряли ни одного корабля, а их противники 21 боевое судно.

Невозвратные людские потери у британского флота составили в 3 раза меньше, чем у проигравшей стороны, но среди британцев оказался и сам лорд Нельсон.

The_Battle_of_Trafalgar_by_William_Clarkson_Stanfield-1

Картина с изображение битвы при Трафальгаре (21 октября 1805 года). Картина написана английским художником Кларксоном Фредериком Стэнфильдом (родился 1793-умер 1867 гг.) в 1836 году.

Картина с изображением ранения вице-адмирала Горацио Нельсона в битве при Трафальгаре 21 октября 1805 года (картина написана британским художником Денисом Дайтоном (годы жизни; 1792-1827 гг.) в 1825 году).

В Крымскую войну (1853-1856 гг.) Королевский флот уже имел в своем оснащении комбинированные парусно-паровые суда, которые впоследствии стали покрывать слоем листового железа. Первый такой корабль под названием «Уорриор» (английский язык; HMS Warrior) сошел со стапелей лондонской верфи 29 декабря 1860 года и был полностью бронированным — броненосец (первый в мире броненосец построили французы, который был спущен всего за год до первого британского броненосца).

Второй британский броненосец был спущен на воду 27 февраля 1861 года, под названием «Чёрный Принц» (официальное название на английском языке; HMS Prince). Оба корабля имели по 40 орудий на своем борту, часть из которых была с новыми затворными механизмами. С 1 февраля 1901 года британцы приступили к строительству первых подводных лодок.

В 1 Мировую войну (1914-1918 гг.) Королевский флот нес тяжелые потери, но в большинстве морских сражений все-таки одерживал тактические и боевые победы над своими противниками. В 1914 году основывается Королевская военно-морская авиация (английский язык; Royal Naval Air Service).

В начале 2 Мировой войны (1939-1945 гг.) Королевский флот участвовал в знаменитой эвакуации французских, британских, канадских и бельгийских союзных войск из осажденного немецкими войсками Дюнкерка (с 26 мая — 4 июня 1940 года). Совместными усилиями с гражданским населением Великобритании, при помощи их торговых и рыболовецких судов, а также прогулочных яхт (всего около 920 боевых кораблей и судов) Королевский флот вывез из Франции в Соединенное Королевство 338.226 солдат и офицеров союзных войск, не оставив на берегу ни единого человека.

Способность к объединению и самопожертвованию британцев, а также их гордость и умение принимать самостоятельные решения в трудную минуту премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль (1940-1945 гг. и 1951-1955 гг.) назвал «Духом Дюнкерка».

Фотография эвакуации Британского Экспедиционного Корпуса из Дюнкерка, на эсминце Британского Королевского флота, который готовится уйти в порт Дувра (снимок был сделан в 31 мая 1940 года; период 2 Мировой войны 1939-1945 гг.).

В 1941 году 27 мая Британский Королевский флот затопил в Северной Атлантике знаменитый немецкий линкор «Бисмарк», известный своими большими размерами (третий по величине в классе линкоров после японского «Ямато» и американского «Айова»). Королевский флот активно участвовал в Североатлантических транспортных конвоях с военными и промышленными грузами направленных на помощь СССР. Также Королевский флот активно и успешно участвовал «в подводной войне» против немецких субмарин.

В настоящее время Королевский флот Великобритании входит в состав Военно-морской службы Ее Величества (английский язык; Her Majesty’s Naval Service) Британских Вооруженных Сил (английский язык; British Armed Forces) и имеет в своем составе 87 боевых кораблей

.Статью написал аттестованный эксперт, Министерством Культуры РФ, военный историк, Корниенко Александр Александрович. 15 марта. 2012 года, город Москва.

 VI

Сабля представляет историческую и культурную ценность. Является объектом коллекционирования.

Атрибуция морской сабли выполнена на основании визуального обследования предмета.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года, за № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — британская офицерская, боевая, парадно-выходная, строевая, морская сабля, образца (модели) 1827/1846 гг. (оригинальное название оружия на английском языке; 1827/1846 pattern naval officer’s sword), Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy), Вооруженных Сил Великобритании (оригинальное название вооруженных сил на английском языке; British Armed Forces). Англии, Великобритании, Британской империя (викторианская эпоха), Британского производственного изготовления сабли, выпуска 1870-e гг. – 1901 год (до 21 января), времени правления королевы Великобритании Виктории (1837-1901 гг.) — признается культурной ценностью.

Аттестованный эксперт Росохранкультуры  Корниенко  Александр Александрович , город Москва, 27.10. 2010 года.

Сабля морская — сабли Королевского флота купить, цена 180.000 рублей. Купить морскую офицерскую саблю Королевского флота Великобритании образца 1827 года, боевую настоящую, антикварную в Москве. Магазин военного антиквариата Ватерлоо, широкий выбор антикварного холодного оружия, сабель, палашей, кортиков, и других предметов связанных с морской тематикой.

Цена: 280.000 р.

Купить