Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Традиционный японский меч «катана» (оригинальное название оружия на японском языке; 刀). Япония. Японское производственное изготовление клинка меча, мастера-кузекца Канэсада, из Носю, город Сэки (провинция Мино), выпуска первой половины XVI века. Период Муромати (1336-1573 гг.). Период времени «Старых мечей» — Кото (795 – 1596 гг.). Японское производственное изготовление оправы меча (цубы, рукояти, фути, касира, мэнуки, ножен), выпуска первой половины XVI века.

Описание:

Традиционный японский меч «катана» (оригинальное название оружия на японском языке; 刀).

Япония.

Японское производственное изготовление клинка меча, мастера-кузекца Канэсада, из Носю, город Сэки (провинция Мино), выпуска первой половины XVI века.

Период Муромати (1336-1573 гг.).

Период времени «Старых мечей» — Кото (795 – 1596 гг.).

Японское производственное изготовление оправы меча (цубы, рукояти, фути, касира, мэнуки, ножен), выпуска первой половины XVI века.

Оригинал. Подлинник.

Подставка под меч, чехол и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.

Экспертное заключение.

Материал и техника изготовления: сталь, ковка, закалка, медь, дерево, клей, кожа ската, полировка, литье, лак, ткань, нить, шитье, чернение, цветной металл, латунь, чеканка (гравировка).

Сохранность: хорошая, следы износа (ношения). Утрата части слоя лака на ножнах.

Предметом экспертного рассмотрения является образец нихонто – традиционного японского меча типа катана (XVI в., период Муромати. Автор клинка — оружейник Канэсада).

Задачи, поставленные перед экспертом:

— определить, является ли представленный на экспертное заключение предмет оригинальным образцом традиционного японского меча (нихонто);

— определить автора клинка представленного меча;

— определить временной период создания меча;

— сделать вывод о том, представляет ли собой рассматриваемый предмет культурную ценность.

В ходе экспертной работы были применены:

— метод визуального и сравнительного анализа клинка и оправы меча

(включая демонтаж деталей оправы);

— исследование и перевод с японского языка иероглифических надписей, размещенных на хвостовике клинка и гарде меча.

В работе использовались измерительные и увеличительные приборы.

Параметры меча:

Общая длина меча в ножнах – 930 мм.

Длина меча без ножен – 815 мм.

Длина ножен меча – 715 мм.

Длина рукояти меча – 210 мм.

Клинок (материал – сталь):

— длина клинка (нагаса) — 600 мм;

— изгиб клинка (сори) — 18 мм;

— ширина клинка в основании (мото-хаба) – 29 мм;

— ширина клинка в вершине (саки-хаба) – 18 мм;

— толщина клинка в основании (мото-касанэ) – 6 мм;

— толщина клинка в вершине (саки-касанэ) – 4 мм.

— длина хвостовика (накаго) – 145 мм;

— ширина хвостовика у основания – 25 мм.

Характеристики клинка:

— форма клинка (цукури-коми) — синоги-дзукури;

— изгиб клинка — тории-дзори;

— обух клинка — ёри-мунэ-хикуси;

— острие клинка — тю-кисскаки (30 мм).

Фото: клинок рассматриваемого меча

Клинок относится к категории дзай-мэй (имеющий подпись).

Поверхность клинка демонстрирует текстуру стали (хада) в виде волокон древесного узора (мокумэ).

Клинок имеет четко выраженную область закаленного края (якиба) и его линию (хамон) переменного характера типа гономэ-мидарэ-ха и сугу-мидарэ-ха. У основания клинка режущая кромка имеет механические повреждения. В области хира-дзи и синоги-дзи наблюдаются швы, образовавшиеся при ковке (китаэ-варэ). Клинок характеризуется гармоничными пропорциями и четко выраженными линиями (гранями).

В основании клинок имеет плоскую монолитную металлическую (медь) запорную муфту (хабаки), которая проходит через хвостовик и выполняет функцию фиксирующего элемента меча при запирании его в ножнах. За счет художественно-декоративной обработки (резьбы по металлу), данная деталь имеет форму цветка хризантемы (кику), ограниченного геометрией клинка, так как указанный элемент воспроизводит его конфигурацию. Спинка муфты и ее передняя грань обработаны в технике нэко-гаки (следы когтей).

Изображение хризантемы имеет для японцев глубокое символическое значение. Его использование в орнаментах было исключительной прерогативой императорской династии Японии (дзюроку кику – шестнадцати лепестковая хризантема). Использование хризантемы представителями аристократических семей строго регламентировалось.

Начиная с 831 года н.э., ежегодно осенью в Японии в ее честь проходит национальный праздник. В 1617 году голландцами эти цветы из Японии были завезены в Европу (Англию). В 1888 году в Японии был учрежден орден Хризантемы, по сегодняшний день остающийся одной из самых высоких наград этой страны.

Фото: муфта (хабаки).

«Вновь встают с земли опущенные дождем хризантем цветы» Мацуо Басё (XVII век).

Хвостовик клинка (накаго)

Хвостовик формы убу с окончанием, выполненным в стиле ири-ямагата-дзири. Обух хвостовика плоский (хира мунэ), имеет насечку в виде косых штрихов.

С обеих сторон поверхность хвостовика фрагментарно (ввиду коррозионного слоя) демонстрирует насечку (опиловку) напильником в стиле хигаки. Хвостовик, на расстоянии 90 мм от своего окончания имеет одно функциональное отверстие (мэкуги-ана: Ø – 5 мм), для крепления клинка с рукоятью при помощи конусообразного деревянного клина (мэкуги). С одной стороны отверстие имеет фаску. По всей длине хвостовика визуально наблюдаются продукты активного коррозионного воздействия.

Фото: хвостовик клинка.

Надпись (мэй) на хвостовике клинка (накаго)

Хвостовик рассматриваемого клинка имеет одну иероглифическую надпись (мэй) на японском языке, выполненную по металлу и размещенную с внешней стороны (омотэ), то есть стороны, обращенной от тела при ношении меча.

Надпись представлена двумя иероглифическими символами, нанесенными методом чеканки в каллиграфической манере.

Ни-дзи-мэй:

(японский)              兼定

Иероглифическая надпись (в приближении).

Фото: внешняя сторона хвостовика клинка, содержащая надпись.

(русская транслитерация) «Канэсада»

(английская транслитерация) «Kanesada»

Канэсада – имя автора рассматриваемого клинка.

Двенадцать поколений кузнечных мастеров, работавших в регионе Носю (город Сэки) подписывали свои работы именем Канэсада (японский язык; 兼定).

Носю – одна из территорий в соответствии со старым административно-территориальным делением Японии, полное название которой записывалось как – Мино но-куни (японский язык; 美濃国).  В настоящее время данная территория соответствует южной части современной префектуры Гифу.

Примечание:

По своим свойствам клинок меча (в комплекте с рукоятью) предназначался для рубящих и колющих ударов, а также режущих действий.

Оправа меча (косираэ).

Детали оправы (тосогу).

Оправа рассматриваемого меча представлена в стиле букэ-дзукури (конструкция самурайского меча).

Рукоять.

Рукоять (цука) образована из двух склеенных между собой деревянных частей, обернутых кожей ската (самэ), поверх которой в стиле цумами-маки наложена обмотка льняной тесьмой (ито) темно-зеленого цвета. Тесьма содержит следы износа в виде характерной потертости.

Фото: рукоять меча.

Металлические детали рукояти выполнены из медного сплава с использованием различных методов обработки металла.

Чашеобразное навершие рукояти (касира) имеет с обеих сторон отверстия с втулками (ситодомэ), через которые проходят финальные витки тесьмы, завершающиеся узлом. При помощи резьбы нику-бори, на поверхности навершия изображена виноградная лоза с сидящей на ней певчей птицей.

Лоза с гроздьями винограда символизирует плодородие.

В основании рукояти размещена овальная муфта (фути) которая имеет отверстие для прохождения хвостовика. В отделке указанной детали помимо резьбы применена инкрустация (кин-дзоган) и золочение.

Фото: навершие (касира).

Поверхность муфты содержит изображение кошки (нэко) – животного, обладающего мистическим ореолом темной силы.

 

Фото: муфта (хабаки).

Под оплетенной рукоятью с обеих сторон размещены металлические накладки (мэнуки), представляющие собой изображения осьминога – символа плодовитости, на фоне боевого лука.

Фото: накладки рукояти (мэнуки).

Помимо того, что данные детали представляют собой художественный элемент в оформлении рукояти меча, они также несут в себе практическое назначение.Ввиду того, что накладки разнесены с обеих сторон на разном расстоянии, своей выпуклой формой они способствуют более прочному хвату рукояти. В рукояти находится отверстие (мэкуги-ана) для крепежного клина (мэкуги), обеспечивающего сквозную фиксацию рукояти с клинком.

Гарда (цуба) формы мокко-гата (лепестки дыни), выполненная из медного сплава. По всей поверхности толщина (отоцу) детали постоянна.

В своей конструкции гарда (цуба) имеет два отверстия: накаго-ано, предназначенное для прохождения хвостовика и отверстие кодзука хицу-ана, предусматривающее извлечение через него вспомогательного ножа коготана с рукоятью кодзука. Данное отверстие имеет металлическую (сплав сякудо) пломбу (хицу-умэ).

Фото: лицевая сторона гарды (цуба).

Размеры детали следующие: 80 мм × 72 мм × 4 мм.

Поверхность данного элемента оправы с обеих сторон фактурная, обработанная в технике исимэ. При создании художественного сюжета на лицевой стороне детали (обращенной к стороннему взору при ношении меча у пояса), представленного виноградной лозой и изображением белки, использована инкрустация (дзоган) металлами (латунь, сплав сякудо).

Белка в совокупности с виноградной лозой символизирует достаток. Изображение винограда на гарде (цуба) аналогично изображению на навершии (кассира) рукояти, что создает единый ансамбль в художественно-декоративной отделке оправы меча.

Обратная сторона гарды (цуба) обращенная к клинку имеет на своей поверхности три инкрустированных цветка павлонии (кири) из сплава сякудо.

Цветок павлонии (го-сан но кири).

Использование в орнаментах цветка павлонии (кири) имеет глубокую историю и восходит к IX в. н. э. (период раннего Хэйяна), когда изображение павлонии стало широко применяться при дворе императора Сага (809 – 823 гг.).

Со временем цветок павлонии наряду с изображением хризантемы (кику) стал символом исключительно представителей императорской династии Японии. Павлония с пятью и семью лепестками (го-сити но кири) изображалась на различных предметах, окружающих императорскую особу. Впоследствии правом носить данный символ в виде герба, элемента декора на оружии и одеждах стали наделяться представители военной среды — служилого сословия самураев — за особые заслуги перед императорской семьей.

Наряду с этим в военной среде (буси) использовалось изображение павлонии с пятью и тремя лепестками (го-сан но кири).

Сёгун Асикага Такаудзи (японский язык 足利尊氏 1336 – 1333 гг.) основавший второй сёгунат в истории Японии, получив право на использование символики в виде цветка павлонии, распространил его на всех представителей сёгуната, после чего данное изображение широко использовалось самураями вплоть до XVII века.

Фото: обратная сторона гарды (цуба).

Указанная сторона гарды (цуба) содержит на своей поверхности иероглифическую надпись (мэй) на японском языке.

Надпись представлена четырьмя иероглифическими знаками, выполненными резцом по металлу в каллиграфической манере.

Мэй:

(японский)

(русская транслитерация) «Оцуки Мицухиро»

(английская транслитерация) «Otsuki Mitsuhiro»

Фото: иероглифическая надпись (в приближении)

Оцуки Мицухиро. — имя мастера (цубако), изготовившего данный элемент (цуба) оправы меча.

С обеих сторон к гарде (цуба) прилегают уплотнительные овальные металлические (медь, латунь) прокладки (сэппа). С одной стороны таковых три, с другой одна.

Ножны.

Ножны (сая) – образованы из двух деревянных полос, склеенных между собой, и в сечении имеют овальную форму. Поверхность ребристая, черного цвета, покрыта лако-красочным слоем. По всей длине наблюдаются механические повреждения и участки с утраченным покрытием.


Ножны имеют следующие металлические (медь) детали: кольцо (коигути), окаймляющее устье и препятствующее расколу древесины; обруч с выступом (куриката), образующим канал для прохождения шнура (сагэо), фиксирующего положение меча у пояса (в рассматриваемом случае шнур отсутствует); наконечник ножен (кодзири), выполненный в виде колодки, двумя своими планками охватывающей ножны в нижней части.

Фото: металлические детали ножен (коигути, куриката, кодзири).

Поверхность данных элементов имеет выгравированные изображения насекомых (кодзири), лягешек (куриката) и овальных завитков (коигути).

Ножны имели два основных функциональных назначения:

а) защита клинка меча от коррозии.

б) защита владельца меча, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.

Выводы экспертизы:

По итогам проведенной экспертной работы видится возможным сделать следующий вывод.

Представленный на экспертное заключение предмет является традиционным японским мечом (нихонто) и классифицируется, как катана, носимая у пояса лезвием вверх в оправе букэ-дзукури представителями военного сословия Буси (самураями).

С течением времени в феодальной Японии одним из отличительных факторов, говорящих о принадлежности человека к военному сословию самураев (буси), стало наличие у пояса двух мечей – пары дайсё (японский язык; 大小), представляющей собой длинный меч катана (дайто — японский язык; 大刀) и короткий меч вакидзаси (сёто – японский язык; 小刀). Данная традиция брала свое начало в XVI в. и окончательно укоренилась во времена правления сегунов династии Токугава (1600 – 1867 гг.). В этот период ношение двух мечей стала характерным атрибутом, говорящим о социальном статусе их владельца.

Опираясь на догмат Буси-до (свод этических норм и предписаний, закрепленных в ряде письменных трудов XVI – XIX вв., в частности Токугава Иэясу, Дайдодзи Юдзана и Ямамото Цунетомо, обобщивших морально-нравственную основу идеологии служилого дворянства) самурай рассматривал меч как одухотворенный предмет, наделенный особой магической силой.

«Честь носить его; права, которыми он наделялся; связанные с ним суеверия; семейные традиции, создававшиеся вокруг; глубокие знания, требовавшиеся для того, чтобы оценить качество меча – все это, в совокупности, придавало японскому мечу значение, выходящее за рамки обычного понимания» Ф. Бринкли (1841 – 1912 гг.)

Автором клинка рассматриваемого меча, является кузнечный мастер Канэсада (японский язык; 兼定) из Носю (Мино), одного из признанных центров оружейного искусства средневековой Японии. Именем Канэсада (являющееся, по сути, фамилией) свои работы подписывало не одно поколение кузнецов-оружейников, работавших в данном регионе.

Рассматриваемую работу представляется целесообразным отнести к первой половине XVI века.

В соответствии с классификацией, принятой в японском оружейном деле, данный клинок (меч) является изделием периода «старых мечей» Кото (795 – 1596 гг.).

Оправа катана, по своим стилистическим особенностям, соответствует указанному периоду, что позволяет отнести ее по времени изготовления также к XVI века, с возможной поздней заменой обмотки рукояти.

Представленная катана, заключая в себе оригинальное художественное начало и являясь частью многовековой оружейной культуры Японии, особо важен с исторической точки зрения.

Фотографии самураев второй половины 19 века (раскрашенные снимки).

Традиционный меч «катана» является значимым объектом музейного значения, предметом собирательства и коллекционирования.

Атрибуция традиционного японского меча «катана», выполнена на основании визуального обследования предмета, с извлечением клинка из оправы меча.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года, за № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — традиционный японский меч «катана» (оригинальное название оружия на японском языке; 刀), Японии, Японское производственное изготовление клинка меча, мастера-кузекца Канэсада, из Носю город Сэки (провинция Мино), выпуска первой половины XVI века, периода Муромати (1336-1573 гг.), период времени «Старых мечей» — Кото (795 – 1596 гг.), японского производственного изготовление оправы меча (цубы, рукояти, фути, касира, мэнуки, ножен), выпуска первой половины XVI века — признается культурной ценностью.

Цена: продано.

Купить