Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Традиционный японский меч «катана» (оригинальное название оружия на японском языке; 刀). Япония. Японское производственное изготовление клинка меча, мастера — кузнеца Масаюки (настоящее имя — Мива Томоо; префектура Гифу, остров Хонсю), выпуска 1942-1945 гг. Период «Современных мечей» — Гэндайто (с 1876 года). Период Сева (1926-1989 гг.). Японское производственное изготовление цубы меча, выпуска XVIII-XIX вв. (до 1868 года). Период Эдо (1603 — 1867 гг.). Японское производственное изготовление рукояти, фути, касира, мэнуки, хабаки, двух сепп и ножен меча, выпуска около 1942-1945 гг. Период Сева (1926-1989 гг.). Японская Империя. Время правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева). Периоды Японско-китайской войны (1937-1945 гг.), японского вторжения во французский Индокитай (22-26 сентября 1940 года), войны в Азиато-тихоокеанском регионе (1941-1945 гг.) и 2 Мировой войны (1939-1945 гг.).

Описание:

Традиционный японский меч «катана» (оригинальное название оружия на японском языке; 刀). Япония.

Японское производственное изготовление клинка меча, мастера — кузнеца Масаюки (настоящее имя — Мива Томоо; префектура Гифу, остров Хонсю), выпуска 1942-1945 гг. Период Сева (1926-1989 гг.).

Период «Современных мечей» — Гэндайто (с 1876 года).

Японское производственное изготовление цубы меча, выпуска XVIII-XIX вв. (до 1868 года). Период Эдо (1603 — 1867 гг.).

Японское производственное изготовление рукояти, фути, касира, мэнуки, хабаки, двух сепп и ножен меча, выпуска около 1942-1945 гг. Период Сева (1926-1989 гг.).

Японская Империя.

Время правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева).

Периоды Японско-китайской войны (1937-1945 гг.), японского вторжения во французский Индокитай (22-26 сентября 1940 года), войны в Азиато-тихоокеанском регионе (1941-1945 гг.) и 2 Мировой войны (1939-1945 гг.).

Оригинал. Подлинник.

Подставка под меч, чехол и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.

Экспертное заключение.

Размеры японского меча:

Общая длина катаны (в ножнах) – 944 мм.

Длина клинка с рукоятью – 911 мм.

Длина клинка с хвостовиком – 862 мм.

Ширина клинка у пяты – 30 мм.

Длина ножен – 697 мм.

 

Прогиб клинка – 12 мм.
Толщина обуха в районе пяты – 9 мм.

Был произведен демонтаж меча (извлечение клинка из оправы). Демонтаж хабаки не производился.

Материал и техника изготовления: сталь, ковка, закалка, медь, дерево, клей, кожа ската, полировка, литье, лак, ткань, нить, шитье, гравировка, чернение, гравировка (чеканка), латунь, чернь, железо, многолезвийный инструмент.

Сохранность: хорошая, общий износ. Царапины, оксидные процессы, патина.

Описание меча:

Клинок.

Клинок меча стальной (композиционная сталь), кованый, с закалкой, полированный, с незначительным изгибом полосы, шестигранный в сечении в основной части, четырехгранный в окончании, с боевым листовидным острием, в форме синоги-дзукури.

Клинок имеет область закаленного края (якиба) с волнистой линией хамона типа гоно-мэ-мидарэ. Текстура металла на данном участке — хада выполнена в узоре мокумэ (древесная кора). На остальной площади полотна клинка наблюдается узор, выполненный в стиле масамэ (прямослойная древесина).

Вершина закалки клинка исполнена в виде полукруга (боси).

Нижняя кромка лезвия полотна клинка, как и острие, имеет сильно выраженные характеристики заточки.

На верхней части полотна клинка, в начальной части можно наблюдать непровар металла, который выражен в виде малозаметных трещин.

Обух клинка треугольной формы — мунэ-такаси.

Конец полотна клинка катаны с изображение линии закалки хамон.

С левой стороны клинка можно наблюдать выгравированное изображение озирающегося на таму (тама – драгоценный шар обозначающий символ счастья и благополучия) мифологического японского дракона (отличительная черта от других восточных драконов, у японского три пальца на каждой лапе) острова Хонсю.

Фотография с изображением дракона с левой стороны полотна клинка.

Фотография с изображением заветного шара — тама.

С правой стороны полотна клинка можно наблюдать выгравированные изображение двух бондзи (иероглифическая стилизация, имеющая сакральное, санскритное значение, двух буддийских божеств).

Фотография изображения двух обозначений на полотне клинка, имеющих религиозное назначение.

Хвостовик клинка (накаго) с окончанием убу (без переделок, не укорачивался), выполненным в стиле кэнге. Обух хвостовика плоский (хира мунэ).

На правой стороне хвостовика клинка, в конечной его части, можно увидеть синий и коричневые оттенки, так называемый «цвет побежалости» полученный в результате термической обработки изделия. Другая механическая обработка получена от материала многолезвийного инструмента, и выглядит в виде косых линий (опиловка).

Хвостовик клинка с левой стороны имеет чеканную подпись мастера состоящей из четырех японских иероглифов обозначающих работу по изготовлению кузнеца Масаюки и японского иероглифического штампа военной инспекции «Сё», выполненный в виде стилизации цветка японской вишни (сакуры). Оттиск получен при помощи штампа.

Также с двух сторон можно наблюдать отверстие для деревянного крепежного штыря (мэкуги-ана) конической формы. Отверстие получено методом пробивки металла, предназначались для соединения с рукоятью меча при помощи вышеупомянутого деревянного штыря (колышка).

Также в начальной части хвостовика клинка модно наблюдать запорную муфту — хабаки (изготовлена из латуни), в силу времени «прикипевшей» к полотну клинка (демонтаж не возможен по причине возможного повреждения клинка).

Элемент состоит из двух частей, и предположительно, соединен латунным припоем (шов визуально не наблюдается, скрыт следами обработки).

Примечание:

По своим свойствам клинок меча (в комплекте с рукоятью) предназначался для рубящих и колющих ударов, а также режущих действий.

Рукоять.

Рукоять (цука) катаны в основе деревянная, овальной в сечении формы, выполненной из дерева, из двух половин (монтаж произведен клейким веществом, стыковой шов прослеживается), с обтяжкой из кожи ската светлого цвета (монтаж произведен клейким веществом, стыковой шов прослеживается) с поверхностной обмоткой шнуром из ткани коричневого цвета, со следами износа (следы рук).

В начальной части рукояти имеется сквозное отверстие для фиксации с хвостовиком меча. Соединение частей произведено с помощью запорного деревянного штыря.

Под шнуром можно наблюдать парные накладки — мэнуки, выполненные из латуни, с элементами черни, с изображением растительного орнамента.

Деталь имеет не только декоративное назначение, как может показаться на первый взгляд, но и имеет функциональное, боевое назначение, в качестве ограничителя скольжения руки (рук).

Фотография изображения фиксирующей детали — фути.

В верхней части рукояти катаны можно наблюдать навершие – касира, изготовленную из латуни, частично покрытую патиной (следы износа).

В нижней части рукояти фиксирующая втулка – муфта фути. Деталь изготовлена из меди с крупным, углубленным сетчатым рисунком.

Фотография изображения касира, можно четко увидеть следы сильного бытования предмета (износа).

В начальной части рукояти имеется сквозное отверстие для фиксации с хвостовиком меча. Соединение частей произведено с помощью запорного деревянного штыря.

Японская гарда – цуба изготовлена из железа. Цуба имеет три функциональных отверстия: центральное для полотна клинка меча, левое боковое напоминающее форму трилистника для когая (стержневидный нож боевого и в меньшей степени хозяйственного назначения), и правое округлое для кодзуки (нож хозяйственного назначения).

Цуба была предназначена как ограничитель движения руки по отношению к лезвию полотна клинка.

В комплекте с цубой идут две регулировочные овальные шайбы – сеппы изготовленные из латуни и меди.

Ножны:

Ножны (сая) — изготовлены из двух деревянных частей, склеенных между собой и имеющих в сечении овальную форму.

Ножны (основа) покрыты слоем лака черного и прозрачного цвета. На детали под слоем лакового покрытия можно наблюдать примеси твердых добавок. 

В начале ножен можно наблюдать устье (коигути) выполненное из рога и покрытое лаком черного цвета. Крепеж детали к основе произведен при помощи клея. Деталь предназначалась как усилитель конструкции верхней части ножен.

Также в начале, на внешней части можно наблюдать подвесную скобу (куригата) выполненную из рога и покрытая лаком черного цвета, для тканевого ремня — сагео (элемент присутствует). Скоба покрыта лаком черного цвета. Крепеж детали к основе произведен при помощи клея.

Ножны имели два основных функциональных назначения:

а) защита клинка меча от коррозии.

б) защита владельца меча, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.

Выводы экспертизы:

Предмет можно идентифицировать с традиционным японским мечом «катана» (оригинальное название оружия на японском языке; 刀), Японии, японского производственного изготовления клинка меча, мастера — кузнеца Масаюки (настоящее имя — Мива Томоо; префектура Гифу, остров Хонсю), выпуска 1942-1945 гг., периода Сева (1926-1989 гг.), периода «Современных мечей» — Гэндайто (с 1876 года), японского производственного изготовления цубы меча, выпуска XVIII-XIX вв. (до 1868 года), периода Эдо (1603 — 1867 гг.), японского производственного изготовления рукояти, фути, касира, мэнуки, хабаки, двух сепп и ножен меча, выпуска около 1942-1945 гг., периода Сева (1926-1989 гг.), Японской Империи, времени правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева), периодов Японско-китайской войны (1937-1945 гг.), японского вторжения во французский Индокитай (22-26 сентября 1940 года), войны в Азиато-тихоокеанском регионе (1941-1945 гг.) и 2 Мировой войны (1939-1945 гг.).

Историческая справка:

Кузнец Масаюки (настоящее имя — Мива Томоо) родился в 1895 году. Жил и работал в префектуре Гифу (остров Хонсю). Изготавливал мечи в период 1942-1945 гг.

Гравировка островного дракона острова Хонсю и местоположение производства меча не случайно, а имеет четкий ритуальный смысл воплощенный в меч самурая, кузнецом Масаюки.

Инспекционный штамп «Сё», использовался в период 1926 года по конец 1941 года. В данном случае что речь ведется о исключение из правил, так как сведения о работе кузнеца Масаюки датируют его работы в период 1942-1945 гг.

В 30-х годах ХХ века, в Японии, когда интерес к воинской культуре прошлого возрос и всячески поощрялся властями, множество частных мастерских помимо военной продукции занималось изготовлением мечей традиционного типа, что было востребовано в свете усилившихся в японском обществе традиционных идей.

Представленное на экспертизу изделие атрибутируется как традиционный японский меч типа «катана» периода (группы) «гэндайто» (изготовленных после 1876 года).

Примечание:

Предмет происходит из США. После оккупации Японии (2 сентября 1945 — 28 апреля 1952 гг.), когда было объявлено о сдаче населением оружия в полицейские участки, где спустя любой американский солдат мог получить три меча, в качестве сувенира, под роспись.

Фотографии японских самураев с традиционными японскими мечами—тати, катана и вакидзаси (черно-белые и раскрашенные черно-белые снимки).

Без всяких сомнений данный японский меч представляет интерес, как музейного, так коллекционного значения японского холодного антикварного оружия.

Атрибуция традиционного японского меча «катана», выполнена на основании визуального обследования предмета, с извлечением клинка из оправы меча.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года, за № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — традиционный японский меч «катана» (оригинальное название оружия на японском языке; 刀), Японии, японского производственного изготовления клинка меча, мастера — кузнеца Масаюки (настоящее имя — Мива Томоо; префектура Гифу, остров Хонсю), выпуска 1942-1945 гг., периода Сева (1926-1989 гг.), периода «Современных мечей» — Гэндайто (с 1876 года), японского производственного изготовления цубы меча, выпуска XVIII-XIX вв. (до 1868 года), периода Эдо (1603 — 1867 гг.), японского производственного изготовления рукояти, фути, касира, мэнуки, хабаки, двух сепп и ножен меча, выпуска около 1942-1945 гг., периода Сева (1926-1989 гг.), Японской Империи, времени правления 124-го императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.; период Сева), периодов Японско-китайской войны (1937-1945 гг.), японского вторжения во французский Индокитай (22-26 сентября 1940 года), войны в Азиато-тихоокеанском регионе (1941-1945 гг.) и 2 Мировой войны (1939-1945 гг.) — признается культурной ценностью.

Цена: продано.

Купить