Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Британский офицерский, боевой, парадно-выходной, строевой, морской эспадрон (шпага), образца (модели) 1786 года, Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy), Вооруженных Сил Великобритании (оригинальное название вооруженных сил на английском языке; British Armed Forces). Англия. Великобритания. Британская империя. Оригинальное название оружия на английском языке; 1786 pattern Naval officer’s espadron. Английское (британское) производственное изготовление эспадрона, оружейной фирмы «John Prosser» (Senior), Sword Cutler to the KING & HRH Duke of York, 9 Charing Cross, Parish of St. Martins in Feld Westminster, London, England («Джон Проссер-Старший», оружейник короля и его королевского высочества герцога Йоркского, фирма располагалась по адресу, Англия, в городе Лондоне, на перекрестке Чаринг-Кросс дом 9, около прихода Святого Мартина, в Вестминстер-Филдс), выпуска 1795-1804 гг. Время правления короля Великобритании Георга III (1760-1820 гг.). Эпоха Наполеоновских войн (1799-1815 гг.).

Описание:

Британский офицерский, боевой, парадно-выходной, строевой, морской эспадрон (шпага), образца (модели) 1786 года, Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy), Вооруженных Сил Великобритании (оригинальное название вооруженных сил на английском языке; British Armed Forces).

Англия. Великобритания. Британская империя.

Оригинальное название оружия на английском языке; 1786 pattern Naval officer’s espadron.

Английское (британское) производственное изготовление эспадрона, оружейной фирмы «John Prosser» (Senior), Sword Cutler to the KING & HRH Duke of York, 9 Charing Cross, Parish of St. Martins in Feld Westminster, London, England («Джон Проссер-Старший», оружейник короля и его королевского высочества герцога Йоркского, фирма располагалась по адресу, Англия, в городе Лондоне, на перекрестке Чаринг-Кросс дом 9, около прихода Святого Мартина, в Вестминстер-Филдс), выпуска 1795-1804 гг.

Время правления короля Великобритании Георга III (1760-1820 гг.).

Эпоха Наполеоновских войн (1799-1815 гг.).

Оригинал, подлинник.

SONY DSC

Экспертное заключение.

Размеры эспадрона:

Общая длина – 969 мм.
Длина клинка с рукоятью – 957 мм.
Длина клинка без рукояти – 810 мм.
Ширина клинка у пяты – 28 мм.
Длина ножен – 811 мм.

Толщина обуха (у основания) — 6 мм.

Демонтаж эфеса не производился.

Материал и техника изготовления: сталь, ковка, закалка, шлифовка, литье, волочение, пайка, позолота, кожа, дубление, нить, латунь, резка, слоновая кость, шитье, гравировка, клей, воронение.

Сохранность: общий износ (ношение). Изделие носит следы профессиональной реставрации: кожаные ножны проклеены и закреплены, металлические поверхности эфеса и ножен заново отполированы и вызолочены.

Описание эспадрона:

Клинок.

Клинок эспадрона стальной, кованый, с закалкой, прямой, однодольный (долы обеспечивали уменьшение массы веса клинка), с боевым ланцетовидным концом. Нижняя кромка имеет сильную заточку. Усилитель основания клинка — пята (рикассо; итальянский язык ricasso) четко не выражена.

Усилитель конструкции клинка — обух имеет плоскую поверхность.

В районе пяты можно увидеть надетую на клинок и плотно прилегающую к эфесу амортизирующую прокладку из спиртовой (сыромятной) кожи темного цвета. При вкладывании клинка в ножны, мягкая по своим свойствам деталь, гасит ударное воздействие обеих металлических частей, тем самым предотвращая износ материала и не нужный звон, а также обеспечивала более плотное закрывание устья ножен, предохраняла клинок от сырости, а ножны от засорения.

Обе стороны полотна клинка, менее чем на половину длины клинка обработаны воронением и золочением по гравированному узору, состоящему из геральдических эмблем и классицистического цветочно-растительного орнамента. На правой стороне клинка помещён вензель короля Георга GR (Георг III; годы правления 1760-1820 гг.) под короной георгианского типа, на левой стороне – военная арматура из скрещенных знамён, копий, орудия, барабана. Обе пяты клинка сабли украшены гравированными розетками в прямоугольных рамках.

Примечание:

По своим боевым свойствам клинок (в комплекте с рукоятью) был предназначен для нанесения рубящих и колющих ударов.

Баланс (в комплекте с рукоятью) приходится на окончание клинка. Оружие имеет хороший баланс.

Примечание:

Слой позолоты и воронения был предназначен для защиты металла от коррозии. Обычно его наносили в первой, начальной части клинка, которая не была предназначена для нанесения рубящих и колющих ударов.

SONY DSC SONY DSC SONY DSC SONY DSC

Эфес.

Эфес эспадрона состоит из рукояти и бронзовой позолоченной гарды. Рукоять прямая, четырёхгранная со сточенными рёбрами, веретенообразной формы, выполнена из слоновой кости с рифлёной поверхностью. Нижняя часть рукояти прикрыта 8-гранной втулкой с орнаментальной насечкой по краям. Верхняя часть увенчана бронзовой позолоченной головкой в форме стилизованной короны на массивном 8-гранном основании и заклёпкой в выступающем среднике, скрепляющей рукоять с хвостовиком клинка.

Рукоять перехвачена позолоченной стяжкой с овальным картушем на правой стороне, где выгравирована монограммой под короной «георгианского» типа.
Гарда сабли образована L-образно изогнутой дужкой, под прямым углом соединённой с узкой крестовиной, имеющей отогнутый вниз каплевидный конец. Посредине дужка имеет перехват в виде пяти шаровидных утолщений разной величины, в верхней части портупейное кольцо. Крестовина на правой стороне имеет боковой вынос в форме скобы с аналогичным перехватом и вставленным в неё якорем.

SONY DSC SONY DSC SONY DSC

Ножны.

Ножны эспадрона кожаные. Металлический прибор (бронза с позолотой) включает устье со шпеньком и обоймицу с портупейными скобами, а также наконечник с башмаком. Все детали прибора имеют фигурные вырезы по краям. На лицевой стороне устья выгравирована надпись: PROSSER /Late Cullum/ Sword Cutler /to the/ KING & HRH/ Duke of York/ Charing Cross (русский перевод; «Проссер /бывший Куллум /оружейник /короля и его королевского высочества /герцога Йоркского, Чаринг-Кросс»).

Деталь была предназначена для защиты нижней части ножен от повреждений.

Ножны эспадрона имели два основных функциональных назначения:

а) защита клинка эспадрона от коррозии.

б) защита владельца эспадрона, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.

SONY DSC SONY DSC SONY DSC

Выводы экспертизы:

Предмет можно идентифицировать с британским офицерским, боевым, парадно-выходным, строевым, морским эспадроном (шпагой), образца (модели) 1786 года (оригинальное название оружия на английском языке; 1786 pattern Naval officer’s espadron), Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy), Вооруженных Сил Великобритании (оригинальное название вооруженных сил на английском языке; British Armed Forces), Англии, Великобритании, Британской империи, английского (британского) производственного изготовления эспадрона, оружейной фирмы «John Prosser» (Senior), Sword Cutler to the KING & HRH Duke of York, 9 Charing Cross, Parish of St. Martins in Feld Westminster, London, England («Джон Проссер-Старший», оружейника короля и его королевского высочества герцога Йоркского, фирма располагалась по адресу, Англия, в городе Лондоне, на перекрестке Чаринг-Кросс дом 9, около прихода Святого Мартина, в Вестминстер-Филдс), выпуска 1795-1804 гг., времени правления короля Великобритании Георга III (1760-1820 гг.), эпохи Наполеоновских войн (1799-1815 гг.).

Первый нормативный образец эспадрона для британской армии (прямой однодольный клинок рубяще-колющего типа длиной 32 дюйма и шириной не менее одного) был введён в апреле 1786 года и быстро сделался популярным как в сухопутных частях, так и на флоте. Классицистический дизайн эфеса, разработанный лондонским оружейником Томасом Куллумом, стал общепринятым по обоим берегам Атлантики. Считается, что интерес к нему был усилен в годы Великой Французской революции (1789-1794 гг.).

Джон Проссер (John Prosser) – известный лондонский оружейник, работавший с 1790 по 1837 гг. Его предприятие занималось изготовлением и продажей деталей воинской амуниции, обмундирования, холодного и огнестрельного оружия. В 1814 году Джон Проссер именовал себя «Manufactured of Arms & accoutrements to the King and their Royal Highnesses the Prince of Wales The Dukes of York, Kent & Cumberland» («Изготовитель оружия и снаряжения [для] Короля и Их королевских высочеств Принца Уэльского, герцогов Йоркского, Кентского и Камберлендского»).

Мастерская-магазин на Чаринг Кросс, дом 9 изначально принадлежала известному мастеру Джеймсу Кулуму (Cullum), специализировавшемуся на флотском оружии. Имя Cullum стоит на целом ряде аналогичных морских сабель, датируемых 1787-1795 гг. После смерти Джеймса Куллума в 1786 году и его сына Томаса в 1790 году, Джон Проссер берет в аренду их магазин, а затем и выкупает бизнес целиком (1795 год). Однако вплоть до 1804 года, Проссер именовал своё производство «бывший Куллум» (Late Cullum), что позволяет датировать изготовление сабли 1795-1804 гг.

Сын и преемник умершего в 1837 году, Джона Проссера Джон Проссер-младший именовал себя «sword cutler to the royal family» («оружейник королевской фамилии»). В 1853 году он был вынужден сменить адрес, а с его смертью в 1860 году, семейная фирма прекратила свое существование.

Упомянутый в надписи герцог Йоркский – Фредерик, второй сын короля Георга III (1760-1820 гг.), фельдмаршал Британской армии (1765-1827 гг.).

Литография сцены абордажного морского боя, с применением различного вида холодного и огнестрельного оружия: пик, абордажных сабель, ружей, шпаг или эспадронов (период Наполеоновских войн, 1799-1815 гг.).

Британский офицерский, боевой, парадно-выходной, строевой, морской эспадрон (шпага), образца (модели) 1786 года, Королевского (Британского) флота является редким экземпляром холодного оружия Соединенного Королевства, имеет большую историко-культурную и музейную ценность. Является объектом коллекционирования антикварного британского холодного оружия.

Атрибуция эспадрона выполнена на основании визуального обследования предмета, без полного либо частичного его демонтажа.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — британский офицерский, боевой, парадно-выходной, строевой, морской эспадрон (шпага), образца (модели) 1786 года (оригинальное название оружия на английском языке; 1786 pattern Naval officer’s espadron), Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy), Вооруженных Сил Великобритании (оригинальное название вооруженных сил на английском языке; British Armed Forces), Англии, Великобритании, Британской империи, английского (британского) производственного изготовления эспадрона, оружейной фирмы «John Prosser» (Senior), Sword Cutler to the KING & HRH Duke of York, 9 Charing Cross, Parish of St. Martins in Feld Westminster, London, England («Джон Проссер-Старший», оружейника короля и его королевского высочества герцога Йоркского, фирма располагалась по адресу, Англия, в городе Лондоне, на перекрестке Чаринг-Кросс дом 9, около прихода Святого Мартина, в Вестминстер-Филдс), выпуска 1795-1804 гг., времени правления короля Великобритании Георга III (1760-1820 гг.), эпохи Наполеоновских войн (1799-1815 гг.) — признается культурной ценностью.

История Королевского (Британского) флота.

Флаг Королевского флота Великобритании.

Первые прототипы британского флота появились еще во времена англо-саксонских королевств в VI-IX вв. Но официальной датой создания британского флота считается время правления короля Уэссекса Альфреда Великого (881-899 гг.), создавшего более-менее боеспособный флот, который мог не только давать отпор набегам датских викингов, но и также топить их корабли.

В XII-XV веках английский флот в основной своей массе состоял из зафрахтованных или конфискованных торговых судов, на которых в дальнейшем строились надстройки для лучников и латников. Обычно корабли сходились в абордажном столкновении, и исход сражения обычно решало численное преимущество, а в некоторых случаях и высота надстройки судов. Пушки использовались редко.

При короле Генрихе VIII Тюдоре (1509-1547 гг.) английский флот уже значительно вырос и стал называться королевским (с 1546 года; оригинальное название на английском языке; Royal Navy). В начале правления короля Генриха VIII его флот насчитывал всего 5 кораблей, но после издания Королевского указа о его увеличении (за счет денежных средств с нововведенным сбором пошлин на импорт и продаж монастырей) численность флота на 1514 год была доведена до 30 боевых судов, включая и два знаменитых корабля «Питер Помигрэнит» и «Мэри Роуз» (корабли выделялись среди общей массы своим большим водоизмещением и существенным арсеналом пушек). Часть кораблей была переделана из торговых судов.

Изображение каракки (от испанского языка Carraca; большое парусное судно) «Мэри Роуз». Корабль был заложен в 1510 году, спущен на воду в 1511 году. Был потоплен в бою 19 июля 1545 года. Цветное изображение на пергаменте (около 1540 года).

Изображение каракки (от испанского языка Carraca; большое парусное судно) «Питер Помигрэнит». Корабль был заложен в 1510 году, спущен на воду в том же году. Последние сведения о корабле относятся к 1558 году. Цветное изображение на пергаменте (около 1540 года).

К моменту смерти Генриха VIII в 1547 году его флот официально насчитывал уже 58 боевых кораблей. При дочери Генриха VIII королеве Елизавете I (1558-1603 гг.), в 1588 году английский флот уже мог соперничать с испанским флотом и смог разгромить мощную испанскую эскадру под названием «Непобедимая Армада» (на тот момент испанский флот считался лучшим в мире). После этого Англия постепенно отбирает у Испании право называться «Главной морской державой», а сама приобретает название «Владычица морей».

В 1660 году при короле Карле II (1660-1685 гг.) английский флот реформируется как род войск, а к названиям кораблей присоединяется префикс Его (Ее) Величества (оригинальное название на английском языке; His or Her Majesty’s Ship, сокращенно HMS). После объединения в 1707 году Англии и Шотландии в одно общее королевство, флот получает неофициальный префикс «Британский».

Расцвет Королевского флота приходится на эпоху Наполеоновских войн (1799-1815 гг.) когда Британские военно-морские силы почти полностью контролировали основные морские магистрали, а в 1803 году помешали планам первого консула Франции Наполеону Бонапарту (1799-1804 гг.) высадить морской десант в Англию. Кульминацией в этих войнах стала победа Королевского флота под командованием вице-адмирала лорда Горацио Нельсона (годы жизни; 1758-1805 гг.) в битве при Трафальгаре 21 октября 1805 года над объединенным французско-испанским флотом, где британцы не потеряли ни одного корабля, а их противники 21 боевое судно.

Невозвратные людские потери у британского флота составили в 3 раза меньше, чем у проигравшей стороны, но среди британцев оказался и сам лорд Нельсон.

Картина с изображение битвы при Трафальгаре (21 октября 1805 года). Картина написана английским художником Кларксоном Фредериком Стэнфильдом (родился 1793-умер 1867 гг.) в 1836 году.

Картина с изображением ранения вице-адмирала Горацио Нельсона в битве при Трафальгаре 21 октября 1805 года (картина написана британским художником Денисом Дайтоном (годы жизни; 1792-1827 гг.) в 1825 году).

В Крымскую войну (1853-1856 гг.) Королевский флот уже имел в своем оснащении комбинированные парусно-паровые суда, которые впоследствии стали покрывать слоем листового железа. Первый такой корабль под названием «Уорриор» (английский язык; HMS Warrior) сошел со стапелей лондонской верфи 29 декабря 1860 года и был полностью бронированным — броненосец (первый в мире броненосец построили французы, который был спущен всего за год до первого британского броненосца). Второй британский броненосец был спущен на воду 27 февраля 1861 года, под названием «Чёрный Принц» (официальное название на английском языке; HMS Prince). Оба корабля имели по 40 орудий на своем борту, часть из которых была с новыми затворными механизмами. С 1 февраля 1901 года британцы приступили к строительству первых подводных лодок.

В 1 Мировую войну (1914-1918 гг.) Королевский флот нес тяжелые потери, но в большинстве морских сражений все-таки одерживал тактические и боевые победы над своими противниками. В 1914 году основывается Королевская военно-морская авиация (английский язык; Royal Naval Air Service).

В начале 2 Мировой войны (1939-1945 гг.) Королевский флот участвовал в знаменитой эвакуации французских, британских, канадских и бельгийских союзных войск из осажденного немецкими войсками Дюнкерка (с 26 мая — 4 июня 1940 года). Совместными усилиями с гражданским населением Великобритании, при помощи их торговых и рыболовецких судов, а также прогулочных яхт (всего около 920 боевых кораблей и судов) Королевский флот вывез из Франции в Соединенное Королевство 338.226 солдат и офицеров союзных войск, не оставив на берегу ни единого человека.

Способность к объединению и самопожертвованию британцев, а также их гордость и умение принимать самостоятельные решения в трудную минуту премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль (1940-1945 гг. и 1951-1955 гг.) назвал «Духом Дюнкерка».

Фотография эвакуации Британского Экспедиционного Корпуса из Дюнкерка, на эсминце Британского Королевского флота, который готовится уйти в порт Дувра (снимок был сделан в 31 мая 1940 года; период 2 Мировой войны 1939-1945 гг.).

В 1941 году 27 мая Британский Королевский флот затопил в Северной Атлантике знаменитый немецкий линкор «Бисмарк», известный своими большими размерами (третий по величине в классе линкоров после японского «Ямато» и американского «Айова»). Королевский флот активно участвовал в Североатлантических транспортных конвоях с военными и промышленными грузами направленных на помощь СССР. Также Королевский флот активно и успешно участвовал «в подводной войне» против немецких субмарин.

В настоящее время Королевский флот Великобритании входит в состав Военно-морской службы Ее Величества (английский язык; Her Majesty’s Naval Service) Британских Вооруженных Сил (английский язык; British Armed Forces) и имеет в своем составе 87 боевых кораблей.

Статью написал аттестованный эксперт, Министерством Культуры РФ, военный историк, Корниенко Александр Александрович. 15 марта 2012 года, город Москва.

Цена: продано.

Купить