Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Британский офицерский, боевой, парадно-выходной, строевой, морской палаш, образца (модели) 1805 года (оригинальное название оружия на английском языке; 1805 pattern Naval officer’s sword), Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy), Вооруженных Сил Великобритании (оригинальное название вооруженных сил на английском языке; British Armed Forces). Великобритания. Британская империя. Немецкое производственное изготовление клинка палаша, было выполнено в немецком городе Золингене, (Земля Северный Рейн-Вестфалия), оружейной мастерской Самуэля Хоппе (Samuel Hoppe,) выпуска 1805-1807 гг. Британское производственное изготовление эфеса и ножен палаша, выпуска 1805-1807 гг. Время правления короля Великобритании Георга III (1760-1820 гг.). Эпоха Наполеоновских войн (1799-1815 гг.).

Описание:

Британский офицерский, боевой, парадно-выходной, строевой, морской палаш, образца (модели) 1805 года (оригинальное название оружия на английском языке; 1805 pattern Naval officer’s sword), Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy), Вооруженных Сил Великобритании (оригинальное название вооруженных сил на английском языке; British Armed Forces).

Великобритания. Британская империя.

Немецкое производственное изготовление клинка палаша, было выполнено в немецком городе Золингене, (Земля Северный Рейн-Вестфалия), оружейной мастерской Самуэля Хоппе (Samuel Hoppe,) выпуска 1805-1807 гг.

Британское производственное изготовление эфеса и ножен палаша, выпуска 1805-1807 гг.

Время правления короля Великобритании Георга III (1760-1820 гг.).

Эпоха Наполеоновских войн (1799-1815 гг.).

SONY DSC

Экспертное заключение.

Размеры палаша:

Общая длина – 952 мм.
Длина клинка с рукоятью – 942 мм.
Длина клинка без рукояти – 820 мм.
Ширина клинка у пяты – 20 мм.
Длина ножен – 833 мм.

Демонтаж эфеса не производился.

Материал и техника изготовления: сталь, ковка, закалка, полировка, проволока, гравировка, дерево, латунь, воронение, золочение, волочение, нить, шитье, кожа, дубление, штамп, пайка, слоновья кость, проволока.

Сохранность: общий износ (ношение). Частичная утрата слоя позолоты, на прибое ножен. Утрата амортизирующего ограничителя.

Описание палаша:

Клинок.

Клинок стальной, прямой, кованый, с закалкой, однодольный с плавным сужением на оконечную часть, шпажного типа. В основной своей части клинок шестигранный в сечение, оконечность двухгранная в сечении, ланцетовидного типа.

Усилитель основания клинка — пята («пятка», или рикассо; итальянский язык ricasso) не выражена.

Лезвие обоюдоострое, включая начальную часть, для парирования ударов, блокировки («Фебль»; Faible — от французского слабый), так и оконечная часть для колюще-рубящих действий («Форте»; Forte, от французского — сильный), средне выраженной заточки.

Обе стороны клинка на четверть длины полотна обработаны воронением и золочением по гравированному рисунку, включающим по пять фигуративных изображений: – на левой стороне, от пяты вверх: прямоугольный картуш с диагональной штриховкой и «барочным» обрамлением (так называемый «золингеновский домик»); арматура из скрещёных пики, секиры, пушки, трубы и лавровой ветви; две виньетки; – на правой стороне, от рукояти: прямоугольный картуш с выгравированными инициалами производителя S.H. (полный текст Samuel Hoppe; русский перевод; Самуэль Хоппе); веночная виньетка; арматура из скрещённых пики, секиры, пушки, трубы и лавровой ветви; две виньетки.

Примечание:

По своим боевым свойствам клинок (в комплекте с рукоятью) был предназначен для нанесения рубящих и колющих ударов.

Баланс (в комплекте с рукоятью) приходится на окончание клинка. Оружие имеет хороший баланс.

Примечание:

Слой позолоты и воронения был предназначен для защиты металла от коррозии. Обычно его наносили в первой, начальной части клинка, которая не была предназначена для нанесения рубящих и колющих ударов.

SONY DSC SONY DSC

Эфес.

Эфес палаша состоит из рукояти (cлоновая кость) и гарды (латунь, позолота).
Рукоять прямая, уплощённая, овального сечения, со скошенной верхней частью и выпуклым брюшком, обвита по 10 диагональным бороздкам кручёной латунной проволокой. Спинка рукояти прикрыта узкой выгнутой планкой, плавно переходящей в головку в виде львиной головы с рельефно проработанными чертами.

На темени заклёпка, фиксирующая рукоять на хвостовике клинке. В нижней части рукоять перехвачена овальной втулкой с орнаментальным фризом в виде пальмовой ветви на заканфаренном фоне.

Латунная гарда образована передней защитной дужкой с чётким S-образным изгибом. Под прямым углом она соединена с прямой крестовиной, имеющей на средокрестии парные щитики, прикрывающие обе пяты, и отогнутый книзу конец, декорированный розеткой. На обоих щитиках изображён морской якорь, обвитый канатом.

SONY DSC SONY DSC SONY DSC

Ножны.

Ножны палаша кожаные, дубленные. Латунный позолоченный прибор включает узкое устье с овальным шпеньком и наконечник с миниатюрным башмаком. Шпенёк несёт рельефное изображение пальметты; на фигурном вырезе устья также выгравирована пальметта.

Ножны палаша имели два основных функциональных назначения:

а) защита клинка палаша от коррозии.

б) защита владельца палаша, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.

SONY DSC SONY DSC SONY DSC

Результаты экспертизы:

По совокупности типологических признаков и изображениям якоря на эфесе данное изделие может быть атрибутировано как экземпляр британского офицерского морского палаша модели (образца) 1805 года со шпажным клинком, изготовленной в период правления короля Георга III (1760-1820 гг.) около 1805-1807 гг.

Дата может быть уточнена на основании немецкого (золингеновского) происхождения клинка; экспорт их в Англию был прекращён после присоединения в 1807 году германских государств к континентальной блокаде, объявленной императором Наполеоном Англии.

Инициалы S.H., могут интерпретироваться оружейной мастерской оружейной мастерской Самуэля Хоппе (Samuel Hoppe) в немецком городе Золингене, (Земля Северный Рейн-Вестфалия).

Британский офицерский, боевой, парадно-выходной, строевой, морской палаш, образца (модели) 1805 года, Королевского (Британского) флота является редким экземпляром холодного оружия Соединенного Королевства, имеет большую историко-культурную и музейную ценность.

Палаш является объектом коллекционирования антикварного британского морского холодного оружия.

Атрибуция палаша выполнена на основании визуального обследования предмета, без полного либо частичного его демонтажа.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года за № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — британский офицерский, боевой, парадно-выходной, строевой, морской палаш, образца (модели) 1805 года (оригинальное название оружия на английском языке; 1805 pattern Naval officer’s sword), Королевского (Британского) флота (оригинальное название рода войск на английском языке; Royal Navy), Вооруженных Сил Великобритании (оригинальное название вооруженных сил на английском языке; British Armed Forces), Великобритания. Британская империя, немецкого производственного изготовления клинка палаша, было выполнено в немецком городе Золингене, (Земля Северный Рейн-Вестфалия), оружейной мастерской Самуэля Хоппе (Samuel Hoppe) выпуска 1805-1807 гг., британского производственного изготовления эфеса и ножен палаша, выпуска 1805-1807 гг., времени правления короля Великобритании Георга III (1760-1820 гг.), эпохи Наполеоновских войн (1799-1815 гг.) — признается культурной ценностью.

История Королевского (Британского) флота.

Флаг Королевского флота Великобритании.

Первые прототипы британского флота появились еще во времена англо-саксонских королевств в VI-IX вв. Но официальной датой создания британского флота считается время правления короля Уэссекса Альфреда Великого (881-899 гг.), создавшего более-менее боеспособный флот, который мог не только давать отпор набегам датских викингов, но и также топить их корабли.

В XII-XV веках английский флот в основной своей массе состоял из зафрахтованных или конфискованных торговых судов, на которых в дальнейшем строились надстройки для лучников и латников. Обычно корабли сходились в абордажном столкновении, и исход сражения обычно решало численное преимущество, а в некоторых случаях и высота надстройки судов. Пушки использовались редко.

При короле Генрихе VIII Тюдоре (1509-1547 гг.) английский флот уже значительно вырос и стал называться королевским (с 1546 года; оригинальное название на английском языке; Royal Navy). В начале правления короля Генриха VIII его флот насчитывал всего 5 кораблей, но после издания Королевского указа о его увеличении (за счет денежных средств с нововведенным сбором пошлин на импорт и продаж монастырей) численность флота на 1514 год была доведена до 30 боевых судов, включая и два знаменитых корабля «Питер Помигрэнит» и «Мэри Роуз» (корабли выделялись среди общей массы своим большим водоизмещением и существенным арсеналом пушек). Часть кораблей была переделана из торговых судов.

Изображение каракки (от испанского языка Carraca; большое парусное судно) «Мэри Роуз». Корабль был заложен в 1510 году, спущен на воду в 1511 году. Был потоплен в бою 19 июля 1545 года. Цветное изображение на пергаменте (около 1540 года).

Изображение каракки (от испанского языка Carraca; большое парусное судно) «Питер Помигрэнит». Корабль был заложен в 1510 году, спущен на воду в том же году. Последние сведения о корабле относятся к 1558 году. Цветное изображение на пергаменте (около 1540 года).

К моменту смерти Генриха VIII в 1547 году его флот официально насчитывал уже 58 боевых кораблей. При дочери Генриха VIII королеве Елизавете I (1558-1603 гг.), в 1588 году английский флот уже мог соперничать с испанским флотом и смог разгромить мощную испанскую эскадру под названием «Непобедимая Армада» (на тот момент испанский флот считался лучшим в мире). После этого Англия постепенно отбирает у Испании право называться «Главной морской державой», а сама приобретает название «Владычица морей».

В 1660 году при короле Карле II (1660-1685 гг.) английский флот реформируется как род войск, а к названиям кораблей присоединяется префикс Его (Ее) Величества (оригинальное название на английском языке; His or Her Majesty’s Ship, сокращенно HMS). После объединения в 1707 году Англии и Шотландии в одно общее королевство, флот получает неофициальный префикс «Британский».

Расцвет Королевского флота приходится на эпоху Наполеоновских войн (1799-1815 гг.) когда Британские военно-морские силы почти полностью контролировали основные морские магистрали, а в 1803 году помешали планам первого консула Франции Наполеону Бонапарту (1799-1804 гг.) высадить морской десант в Англию. Кульминацией в этих войнах стала победа Королевского флота под командованием вице-адмирала лорда Горацио Нельсона (годы жизни; 1758-1805 гг.) в битве при Трафальгаре 21 октября 1805 года над объединенным французско-испанским флотом, где британцы не потеряли ни одного корабля, а их противники 21 боевое судно.

Невозвратные людские потери у британского флота составили в 3 раза меньше, чем у проигравшей стороны, но среди британцев оказался и сам лорд Нельсон.

Картина с изображение битвы при Трафальгаре (21 октября 1805 года). Картина написана английским художником Кларксоном Фредериком Стэнфильдом (родился 1793-умер 1867 гг.) в 1836 году.

Картина с изображением ранения вице-адмирала Горацио Нельсона в битве при Трафальгаре 21 октября 1805 года (картина написана британским художником Денисом Дайтоном (годы жизни; 1792-1827 гг.) в 1825 году).

В Крымскую войну (1853-1856 гг.) Королевский флот уже имел в своем оснащении комбинированные парусно-паровые суда, которые впоследствии стали покрывать слоем листового железа. Первый такой корабль под названием «Уорриор» (английский язык; HMS Warrior) сошел со стапелей лондонской верфи 29 декабря 1860 года и был полностью бронированным — броненосец (первый в мире броненосец построили французы, который был спущен всего за год до первого британского броненосца). Второй британский броненосец был спущен на воду 27 февраля 1861 года, под названием «Чёрный Принц» (официальное название на английском языке; HMS Prince). Оба корабля имели по 40 орудий на своем борту, часть из которых была с новыми затворными механизмами. С 1 февраля 1901 года британцы приступили к строительству первых подводных лодок.

В 1 Мировую войну (1914-1918 гг.) Королевский флот нес тяжелые потери, но в большинстве морских сражений все-таки одерживал тактические и боевые победы над своими противниками. В 1914 году основывается Королевская военно-морская авиация (английский язык; Royal Naval Air Service).

В начале 2 Мировой войны (1939-1945 гг.) Королевский флот участвовал в знаменитой эвакуации французских, британских, канадских и бельгийских союзных войск из осажденного немецкими войсками Дюнкерка (с 26 мая — 4 июня 1940 года). Совместными усилиями с гражданским населением Великобритании, при помощи их торговых и рыболовецких судов, а также прогулочных яхт (всего около 920 боевых кораблей и судов) Королевский флот вывез из Франции в Соединенное Королевство 338.226 солдат и офицеров союзных войск, не оставив на берегу ни единого человека.

Способность к объединению и самопожертвованию британцев, а также их гордость и умение принимать самостоятельные решения в трудную минуту премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль (1940-1945 гг. и 1951-1955 гг.) назвал «Духом Дюнкерка».

Фотография эвакуации Британского Экспедиционного Корпуса из Дюнкерка, на эсминце Британского Королевского флота, который готовится уйти в порт Дувра (снимок был сделан в 31 мая 1940 года; период 2 Мировой войны 1939-1945 гг.).

В 1941 году 27 мая Британский Королевский флот затопил в Северной Атлантике знаменитый немецкий линкор «Бисмарк», известный своими большими размерами (третий по величине в классе линкоров после японского «Ямато» и американского «Айова»). Королевский флот активно участвовал в Североатлантических транспортных конвоях с военными и промышленными грузами направленных на помощь СССР. Также Королевский флот активно и успешно участвовал «в подводной войне» против немецких субмарин.

В настоящее время Королевский флот Великобритании входит в состав Военно-морской службы Ее Величества (английский язык; Her Majesty’s Naval Service) Британских Вооруженных Сил (английский язык; British Armed Forces) и имеет в своем составе 87 боевых кораблей.

Статью написал аттестованный эксперт, Министерством Культуры РФ, военный историк, Корниенко Александр Александрович. 15 марта 2012 года, город Москва.

Цена: продано.

Купить