Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Традиционный японский меч «вакидзаси» (оригинальное название оружия на японском языке; 脇差). Япония. Японское производственное изготовление клинка меча, выпуска XV – XVI вв. Период времени «Старых мечей» — Кото (795 – 1596 гг.). Период «Новых мечей» — Син-то (1596-1781 гг.). Период Муромати (1336-1573 гг.). Период Адзути-Момояма (1573-1603 гг.). Японское производственное изготовление оправы меча (цубы, мэнуки, рукояти, фути, касира, хабаки), выпуска XVII-XIX вв. Период Эдо (1603-1868 гг.). Японское производственное изготовление трех сепп, ножен и обмотки эфеса меча, выпуска конца периода Эдо (1603-1868 гг.).

Описание:

Традиционный японский меч «вакидзаси» (оригинальное название оружия на японском языке; 脇差). Япония.

Японское производственное изготовление клинка меча, выпуска XV – XVI вв.

Период времени «Старых мечей» — Кото (795 – 1596 гг.). Период «Новых мечей» — Син-то (1596-1781 гг.).

Период Муромати (1336-1573 гг.). Период Адзути-Момояма (1573-1603 гг.).

Японское производственное изготовление оправы меча (цубы, мэнуки, рукояти, фути, касира, хабаки), выпуска XVII-XIX вв. Период Эдо (1603-1868 гг.).

Японское производственное изготовление трех сепп, ножен и обмотки эфеса меча, выпуска конца периода Эдо (1603-1868 гг.).

Оригинал, подлинник.

Фотография общего плана.

Подставка под меч, чехол, коробка и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.

Экспертное заключение.

Размеры меча:

Общая длина в ножнах – 705 мм.

Общая длина без ножен – 677 мм.

Длина клинка с хвостовиком — 630 мм.

Длина клинка без учета хвостовика — 493 мм.

Ширина полотна в наиболее широкой части – 27 мм.

Материал и техника изготовления: сталь, ковка, закалка, сплав цветных металлов (латунь, медь), дерево, серебро, краска, кожа ската, полировка, литье, инкрустация золотом, перламутр, лак, нить, шитье.

Состояние: хорошее коллекционное состояния, утрата незначительного фрагмента кожи ската в верхней части рукояти, оксидные процессы в виде выступающей ржавчины на хвостовике клинка.

Был произведен демонтаж предмета (извлечение клинка из оправы).

Описание меча:

Клинок.

Клинок японского меча стальной с незначительным изгибом, четырехгранный в сечении, с одним широким и одним узким долами по обеим сторонам (долы были предназначены для облегчения веса клинка), односторонней заточки с боевым округлым концом. Ковка произведена, судя по структуре металла, в различных направлениях (итамэ-хада), на некоторых участках полотна можно проследить отдельно стоящие узоры закаленного металла (тобияки).

Также на полотне клинка можно наблюдать и шлаковые вкрапления (состоят из выемчатых трещин, полученных в результате не провара шлакового содержания).

Линия закалки – хамон (хитацура) визуально прослеживается в виде более светлой и практически ровной полосы (сугуха). Запорная муфта – хабаки двухсоставная (вари-хабаки, предназначена исключительно для боевых мечей) пятигранной формы изготовлена из меди и серебра.

Хвостовик клинка имеет три крепежных отверстия, полученные методом пробивки. Хвостовик, а также сам клинок укорочены (долы заходят на территорию клинка).

Примечание: клинок меча имеет исключительные режущие свойства.

Рукоять.

Рукоять (основа) вакидзаси деревянная, обтянутая белой кожей ската, с лицевой поверхностной обмоткой тканевым шнуром черного цвета. Под обтяжным материалом с обеих сторон пара зафиксированных накладок в виде рыб, выполненных из цветного металла с остатками позолоты. Детали имеют не только декоративное назначение, как может показаться на первый взгляд, но и функциональное, в качестве ограничителя скольжения руки. В нижней части рукояти фиксирующая втулка – муфта фути.

Деталь изготовлена также из цветного металла с золотой инкрустацией. Сюжетная линия отображает сценическое изображение растительной орнаментации и японского карпа Кои (в японской мифологии упрямая рыба, плывущая против течения которую часто сравнивают с самураями).

В верхней части рукояти вакидзаси можно визуально наблюдать навершие – касира, изготовленную, как и предыдущую деталь из цветного металла, с золотой инкрустацией. Сюжет элемента отображает ту же мифологическую рыбу Кои на фоне растительного сюжета.

В начальной части рукояти имеется сквозное отверстие для фиксации с хвостовиком меча. Соединение частей произведено с помощью запорного деревянного штыря.

Японская гарда – цуба изготовлена из железа с полукруглой выемкой для ножа хозяйственного назначения кодзуки. Поверхность детали имеет следы золотой инкрустации. Сюжетная линия отображает сцену из японской мифологии, состоящей из двух рыбаков на море, в лодке, и старухи с клюкой.

С обеих сторон цубы прилагают три регулировочные шайбы – сеппы изготовленных из латуни и меди.

Ножны.

Ножны вакидзаси, изготовлены из дерева с лаковым покрытием черного цвета, композиционной структуры состоящей из фрагментов перламутра.

Ножны имели два основных функциональных назначения:

а) защита клинка меча от коррозии.

б) защита владельца меча, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.

С тыльной стороны закреплена подвесная скоба (куригата) для тканевого ремня – сагео, а также подвесная скоба — сорицуно (деталь предназначена для предотвращение выскальзывания клинка из ножен при наличие шнура). С лицевой стороны ножен можно наблюдать отверстие для ножа кодзики. На окончание ножен закреплен наконечник, изготовленный из цветного металла.

Выводы экспертизы:

Предмет можно идентифицировать с традиционным японский мечом «вакидзаси» (оригинальное название оружия на японском языке; 脇差), Японии, японского производственного изготовления клинка меча, выпуска XV – XVI вв., периода времени «Старых мечей» — Кото (795 – 1596 гг.), периода «Новых мечей» — Син-то (1596-1781 гг.), периода Муромати (1336-1573 гг.), периода Адзути-Момояма (1573-1603 гг.), японского производственного изготовления оправы меча (цубы, рукояти, мэнуки, фути, касира, хабаки), выпуска XVII-XIX вв., периода Эдо (1603-1868 гг.), японского производственного изготовления трех сепп, ножен и обмотки эфеса меча, выпуска конца периода Эдо (1603-1868 гг.).

Клинок данного предмета был укорочен (был переделан из клинка «катана»).

Японский меч «вакидзаси» был предназначен как дополнительное холодное оружие к более длинному мечу «катана» (катаны от 60 см в длину без учета хвостовика), был удобен в более тесной схватке в узком пространстве, например тесный по определению дом, или узкие проходы замка. Японский меч «вакидзаси» обладал режущими, колющими и рубящими свойствами.

Историческая справка:

Японский меч на протяжении столетий, будучи непременным спутником воина-самурая, являлся тем, что обеспечивало его положение в иерархической структуре феодального общества Японии и во многом определяло образ жизни и мыслей.

С течением времени меч эволюционировал, став не только средством ведения боя, но и объектом поклонения и почитания.

«Честь носить его; права, которыми он наделялся; связанные с ним суеверия; семейные традиции; глубокие знания, Требовавшиеся для того, чтобы оценить качество меча – все это, в совокупности, придавало японскому мечу значение, выходящее за рамки обычного понимания», Ф. Бринкли (1841-1912 гг.).

В отдельные исторические периоды с изменением тактики ведения боя, японский меч менялся в пропорциях.

В конце периода Муромати (1392 – 1572 гг.), а также в последующий за ним период Момояма (1573 – 1599 гг.) нередко мечи подвергались укорачиванию (преимущественно со стороны хвостовика), что меняло их первоначальную длину и позволяло адаптировать для пешего боя.

Одним из отличительных признаков, указывающих на социальное положение человека – принадлежность к военному сословию самураев (буси), в феодальной Японии периода с конца XVI– до второй половины XIX вв., стало наличие у пояса человека двух мечей – пары дайсё, состоявшей из меча катана (дайто) и более короткого меча вакидзаси (сёто), носимых лезвием вверх. Данная традиция берет свое начало в XVI веке и окончательно утвердилась в эпоху правления сегунов династии Токугава – период Эдо (1603 – 1868 гг.).

Иллюстрация из книги Инадзе Кайро о жизни двух самураев Санмото Горозаэмон и Масааки Ино, которые решили сразиться между собой. У героев можно заметить прикрепленные к поясу мечи-вакидзаси. Книга была издана в 1783 году.

Правительство сегуната законодательно закрепило за самурайством прерогативу на обладание мечем – «Тайтогомон», в отдельных случаях регламентируя ношение короткого меча представителями иных сословных групп.

Меч вакидзаси оставался у пояса самурая даже тогда, когда он, следуя нормам этикета, расставался на время с боевым мечем катана. Вместе с тем, короткий меч был не менее действенным орудием в руках профессионального воина и даже приобретал серьезные преимущества перед длинным мечем в стесненных условиях ограниченного пространства помещений.

С политическими преобразованиями, затронувшими Японию во второй половине XIX века и выразившимися в реставрации фактической власти императора Мэйдзи в 1868 году самурайское сословие постепенно стола терять свое исключительное положение в обществе.

В 1876 году отдельным указом императора «Хайторэй» было запрещено ношение мечей гражданским лицам, к которым относились все, кто не состоял на службе императора. С этого времени самураи ограничивались в правах, и образ воина с двумя мечами у пояса канул в прошлое.

Вместе с тем, японский меч не ушел в историю, оставшись лишь символом феодальной Японии. Часть кузнечных мастеров не оставили оружейное ремесло и продолжили работу в условиях значительно более узкой востребованности своих изделий.

В первой половине ХХ века были предприняты усилия по стимулированию производства японских мечей как военного образца для нужд армии и военно-морского флота, так и традиционного типа.

В послевоенный период изготовление японских мечей некоторое время находилось под запретом оккупационных властей, после снятия которого, японские оружейники продолжили свою практику.

Фотографии японских самураев с традиционными японскими мечами —тати, катана и вакидзаси (черно-белые и раскрашенные черно-белые снимки).

Традиционный меч «вакидзаси» является объектом музейного значения, предмет собирательства и коллекционирования японского антикварного холодного оружия.

Атрибуция традиционного японского меча «вакидзаси», выполнена на основании визуального обследования предмета, с извлечением клинка из оправы.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года, за № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — традиционный японский меч «вакидзаси» (оригинальное название оружия на японском языке; 脇差), Японии, японского производственного изготовления клинка меча, выпуска XV – XVI вв., периода времени «Старых мечей» — Кото (795 – 1596 гг.), периода «Новых мечей» — Син-то (1596-1781 гг.), периода Муромати (1336-1573 гг.), периода Адзути-Момояма (1573-1603 гг.), японского производственного изготовления оправы меча (цубы, мэнуки, рукояти, фути, касира, хабаки), выпуска XVII-XIX вв., периода Эдо (1603-1868 гг.), японского производственного изготовления трех сепп, ножен и обмотки эфеса меча, выпуска конца периода Эдо (1603-1868 гг.) — признается культурной ценностью.

В настоящее время действительно старинных японских мечей становится все меньше и меньше, и купить их довольно сложно. Цены на них растут в виду постоянного спроса.

Цена: продано.

Купить