Waterloo

Антикварный магазин

Телефоны салона
+7(916) 834-89-78
+7(916) 349-40-20

Схема проезда

Последние поступления
О нас
Контакты
Подарок мужчинам

Ятаган

Описание:

Ятаган
Османская империя, Балканы (Босния и Герцеговина),
1280 г. Хиджры (1863/1864 гг.)
Общая длина – 738 мм
Длина клинка с рукоятью – 717 мм
Длина клинка без рукояти – 572 мм
Ширина клинка у пяты – 32 мм
Длина ножен – 605 мм
Сталь, серебро, медь, железо, олово, кость, дерево, бархат, кораллы, стекло.
Сохранность: ослабленное крепление и потёртости ножен.Описание изделия
Клинок
Клинок стальной, однодольный (узкий мелкий дол проходит вдоль края обуха на неполную длину клинка), однолезвийный, с характерным обратным изгибом и заточкой по вогнутой стороне (боевой конец на линии обуха), эффективно обеспечивающий режущее и рубящее действия ору-жия.
На обработанной частыми насечками площадке с левой стороны клинке, вплотную к долу, в инкрустированном серебром прямоугольном картуше с парными декоративными выпусками по сторонам расположена арабская надпись:сделал Усман, хозяин и владелец Мухаммед. Упование на творца.На противоположной стороне орнаментальный медальон с сильно утраченным заполнением, не позволяющим восстановить узор (или надпись). На обухе три проточенных поперечных желобка с двумя парными выемками металла по краям.Эфес
Гарда отсутствует. Рукоять костяная, цельная, с Т-образными скошенными выступами-«ушами» на конце, предохранявшими руку бойца от соскальзывания в момент режущего удара, закреплена на плоском хвостовике четырьмя заклёпками. По заглублённым торцевым частям рукояти (поверх, снизу и между «ушами») проложен широкий листовой оклад из лужёной меди, украшенный напаянным филигранным орнаментом, выпуклыми розетками и кастами каплевидной формы с алыми кораллами.
Часть хвостовика клинка ниже костяной рукояти забрана в медную лужёную втулку-обоймицу округлого сечения, спаянную оловянным припоем с окладом и пяточной накладкой на клинок. Их поверхности также украшены поясками филигранного орнамента, розетками, двумя кастами с гранёными вставками красного стекла (на пяточной накладке).Ножны
Ножны деревянные клееные, обтянуты алым бархатом и украшены серебряным прибором, состоящим из устья и завершения с добавленным наконечником в виде змеиной головы (оловянный сплав). К устью припаяна петля для подвеса.
Поверхности прибора покрыты гравированным растительным орна-ментом, выполненным по отделанному мелкой насечкой фону.Выводы экспертизы
По характерным формам клинка и рукояти, а также особенностям орнамента данное изделие может быть атрибутировано как османский ятаган, изготовленный, согласно надписи на клинке, в 1280 г. Хиджры (1863/64 гг. Р.Х.) мастером Усманом для некоего Мухаммада. Судя по характеру филигранного орнамента, местом изготовления ятагана, скорее всего, являлся Балканский полуостров (области Боснии и Герцеговины).Ятаганы (тур. Yatağan, букв. «укладывающий») были клинковым оружием янычарского корпуса в Османской империи и известны с XVI в. Благодаря двойному изгибу клинка они совмещают типологические признаки меча и сабли, будучи равно пригодными для нанесения режущих и рубящих ударов в ближнем бою. Свою характерную форму они приобрели ко второй половине XVII в., а массовое производство ятаганов достигло пика на рубеже XVIII-XIX столетий. После уничтожения корпуса янычар в 1826 г. ятаганы продолжали использоваться в османской армии до конца 70-х гг. XIX в., когда были вытеснены сабельным оружием европейского типа.
Ятаганы были предметом личного вооружения, поэтому на их клинках рядом с именем мастера нередко вырезалось имя владельца; кроме того, они часто украшались цитатами из Корана и благочестивыми надписями.
Изделие представляет историческую и культурную ценность. Является объектом коллекционирования.
Атрибуция выполнена на основании визуального обследования пред-мета, без полного либо частичного демонтажа.
На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 г. № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет – ятаган османский 1863/64 гг. – представляет собой культурную ценность.

Цена: отсутствует.