Waterloo

Антикварный магазин

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(916) 349-40-20

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Традиционный меч «катана». Япония, производственный выпуск (ковка) клинка вторая половина периода «Новых мечей» — дзидай Синто (1596 – 1781 гг.), кузнечная школа Касю Киёмицу, провинция Кага.

Описание:

Традиционный меч «катана». Япония. Производственный выпуск (ковка) клинка вторая половина периода «Новых мечей» — дзидай Синто (1596 – 1781 гг.), кузнечная школа Касю Киёмицу, провинция Кага. Меч не имеет подписи автора – му-мэй.

Производственное изготовление: цуба, фути – 17-18 вв. (период Эдо; 1603-1868 гг.), мэнуки, касира, колышек, хабаки, сеппы, сирасая, ножны с сагео и чехлы к текущему периоду Хэйсэй (с 8 января 1989 года).

Сертификат 2003 года. Общества по сохранению искусства японского меча «Нихон Бидзюцу Токэн Ходзон Кёкай» Сертификат № 364545 – «Ходзон токэн» — «Оберегаемый меч».

Оригинал японского меча.

Подставка под меч и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.

Экспертное заключение.

На экспертизу представлен предмет, который по ряду первично наблюдаемых характерных визуальных признаков может быть отнесен к образцам традиционного японского оружейного искусства как меч – катана (далее – меч, катана, предмет экспертизы).

Меч имеет сопроводительную документацию на японском языке и прилагаемую оправу: сира-сая, косираэ.

Размеры меча:

Длина клинка – нагаса – 664 мм

Длина острия – киссаки – 28 мм

Изгиб клинка в максимальной точке – сори – 16 мм

Длина хвостовика – накаго – 175 мм

Ширина клинка в основании – мото-хаба – 27,5 мм

Толщина клинка в основании – мото-касанэ – 6 мм

Ширина клинка в вершине – саки-хаба – 16,5 мм

Толщина клинка в вершине – саки-касанэ – 4 мм

 Характеристики меча:

Катана не имеет подписи автора и по данному параметру относится к категории мечей му-мэй.

Узкий деликатный клинок имеет изгиб, в своей максимальной точке смещенный к центру – тории-дзори.

Конструкция клинка цукури-коми имеет в своем устройстве ребро синоги, сформированное остриё чуть меньше средних размеров и относится к типу синоги-дзукури.

Обух клинка конической формы – ёри-мунэ.

При детальном рассмотрении на поверхности клинка наблюдается древесный узор металла – дзи-хада – итамэ. Данный эффект является результатом ковки – китаэ.

На всей протяженности клинка прослеживается непрерывная область закаленного края якиба и его узор хамон – следствие применения традиционной технологии дифференцированной термической обработки-закалки яки-ирэ, в результате которой локально образуется микроструктура металла мартенситного типа с высоким содержанием углерода, обеспечивающим максимальную твердость и контраст по цвету с остальной поверхностью клинка. Это указывает на то, что материалом клинка является сталь.

Хамон демонстрирует прямой узор сугу-ха с многочисленными эффектами ко-аси и частицами ко-ниэ.

Узкая кромка закаленного металла огибает вершину в виде малого круга – ко-мару боси.

В основании клинка зафиксирован металлический хабаки, форма которого воспроизводит геометрическую конфигурацию клинка.

Визуальные характеристики материала позволяют предположить, что использована медь, либо один из сплавов цветных металлов, где она выступает как основной компонент.

При помощи художественной гравировки в традиционной технике сигкрэ ясури на поверхности хабаки создана композиция, элементы которой (штриховые линии под углом) имитируют струи дождя.

Покрытие золочением на поверхности хабаки нанесено гальваническим методом.

Конструкция хвостовика накаго включает одно отверстие мэкуги-ана, предназначенное для фиксации меча с рукоятью посредством крепежного клина мэкуги. Мэкуги-ана находится в 100 мм от окончания.

Анализ хвостовика дает возможность говорить, что его форма не является изначальной убу-накаго, а образована за счет некоторого укорочения суриагэ, со стороны окончания, принявшего форму прямого среза – кири-накаго-дзири.

Вследствие воздействия на металл коррозионных процессов накаго потемнел и приобрел характерную поверхность.

С обеих сторон на хвостовик нанесена опиловка кири-ясури. 

Сопроводительная документация:

Катана имеет сопроводительную документацию в виде сертификата «Нихон Бидзюцу Токэн Ходзон Кёкай» — Общества по сохранению искусства японского меча. (Нихон Бидзюцу Токэн Ходзон Кёкай или Общества по сохранению искусства японского меча широко известно под аббревиатурой NBTHK (Nihon Bijutsu Token Hozon Kyokai). Данное Общество было основано в Японии после Второй мирой войны (1948 г.). специалисты общества регулярно проводят мероприятия по сертификации (синса) образцов оружейного искусства. Мечи, не имеющие художественной ценности, не подлежат сертификации. Помимо мечей экспертами общества изучаются элементы художественной оправы косираэ. В 80-х годах 20 века стандарт сертификатов и рейтинговая градация были изменены. Авторитет Общества высок и его документы имеют международное признание).

Сертификат на плотной бумаге сложен в четыре секции и помещен в конверт с надписью на лицевой стороне: «Ходзон токэн кантэйсё» — «Сертификат Оберегаемого меча».

На обороте конверта указан адрес Общества в Музее японского меча города Токио: Токио-то, Сибуя-ку, Ёги 4-тёмэ, 25-бан 10-го.

Серийный номер сертификат – 364545.

Информация заключена в шести пунктах иероглифического письма на японском языке. Для удобства анализа изложенных в сертификате данных каждый из пунктов обозначен номером, имеет соответствующий перевод и комментарий эксперта в тексте заключения.

 

 

Первый пункт представлен тремя иероглифами, составляющими слово «Кантэйсё», что может быть переведено как «Сертификат» или «Оценка, изложенная на бумаге».

Во втором пункте заключена информация о размерах клинка: «Нагаса – ни-сяку ити-сун кю-бу». (Длина клинка указана по традиционной японской системе сякканхо и соответствует зафиксированному фактическому размеру в 664 мм (1 сяку=303 мм, 1 сун=30,3 мм, 1 бу=3,03 мм)).

В третьем пункте говорится, что предметом сертификации является катана, который не имеет подписи автора: «му-мэй». Одновременно данный пункт дает информацию о периоде и предполагаемой кузнечной школе, в рамках традиции которой изготовлен данный меч – «Синто Касю Киёмицу» – «Новый меч. Касю Киёмицу», о чем сделана соответствующая запись в скобках.

Четвертый пункт состоит из двух иероглифических колонок. Данный пункт гласит: «По результатам экспертной работы, проведенной в настоящем Обществе, вышеуказанный меч сертифицирован как оберегаемый».

Таким образом, представленный меч в соответствии с рейтингом Общества отнесен к «Ходзон токэн» – «Оберегаемым мечам».

Пятый пункт содержит дату проведения экспертной работы японскими специалистами: «Хэйсэй дзюго-нэн року-гацу року-дзицу» – «6 июня 2003 г. (эра Хэйсэй)».

Шестой пункт: «Дзайдан Ходзин Нихон Бидзюцу Токэн Ходзон Кёкай» – «Юридическое лицо или Общество по сохранению искусства японского меча». Завершает данный пункт печать председателя общества.

В пятом и шестом пунктах среди иероглифического письма черного цвета располагаются иероглифы меньшего размера коричневого цвета.

В пятом пункте в начале надписи помещен иероглиф «нити». В шестом пункте после первых иероглифических знаков вписан иероглиф «то», в конце надписи в области печати – иероглиф «хо».

Слева от текста располагается фото хвостовика (осигата) с лицевой стороны. Оно, в совокупности с информацией о размерах клинка, идентифицирует меч с данным документом.

Фотография наклеена в верхней части сертификата и имеет заодно с ним тиснённый логотип Общества.

В левом верхнем углу документа расположен номер 15200305 (15 мая 2003 года) и над ним два иероглифа: «Хо» и «Дзон», перфорированные точками.

Обратная сторона сертификата в верхней графе содержит информацию о владельце меча в Японии – фамилию и имя – Иноуэ Дзюньити.

В нижней графе указана дата выдачи документа: «Хэйсэй дзюго-нэн нана-гацу дзюроку-дзицу» – «16 июля 2003 г. (эра Хэйсэй)».

Отдельным пунктом в виде прямоугольной графы с горизонтальной разметкой дана информация о выдаче регистрационного свидетельства (торокусё) на данный меч в Комитете по делам образования префектуры Оита – №12760 и дата: «Сёва сандзюнана-нэн ён-гацу нидзюён-дзицу» – «24 апреля 1962 года (эра Сёва)».

При поднесении документа к источнику света просматриваются два водяных знака – логотипа Общества. Данная мера как один из методов полиграфической защиты документации призвана повысить безопасность сертификатов Общества по сохранению искусства японского меча, предохраняя их от подделки. 

Оправа меча:

Рукоять – цука формы рикко, образована двумя склеенными между собой деревянными частями, имеющими покрытие, зернистая структура которого характерна для шкур морских обитателей самэгава: скатов; различных видов рыб, включая акул.

Цука имеет сквозное отверстие, обеспечивающее фиксацию с мечом посредством крепежа мэкуки.

В сечении цука овальной формы.

Поверх самэгава в стиле ката-цумами-маки плотно наложен шнур черного цвета – куро-цука-ито. Износ отсутствует.

С обеих сторон рукояти под размещены парные художественные металлические накладки мэнуки, полученные при помощи техники резьбы катати-бори. В обоих случаях мэнуки демонстрируют скульптурное изображение мифологического трехпалого существа – японского дракона Рю.

Навершие рукояти увенчано чашеобразным касира, выполненным из рога.

Поверх касира проходят витки цука-ито, завершающиеся узлом.

Фути, размещенная в устье рукояти, выполнена из металла. На поверхности детали в очерченных границах выгравирован орнамент типа каракуса.

Фути имеет тэндзё с прорезью для прохождения накаго. Изделие не подписано автором – му-мэй.

Цуба выполнена из металла в форме мару-гата.

Ряд признаков, в частности характер коррозионного воздействия на металл, позволяет предположить, что при изготовлении детали использовано железо.

Цуба имеет центральное отверстие накаго-ана, предназначенное для прохожднния хвостовика меча, два вспомогательных отверстия хицу-ана в форме трилистника и два малых отверстия удэнуки-ана.

Накаго-ана сохранило впрессованный уплотнитель сэкиганэ, который при монтаже цуба способствует ее корректировке под размеры меча. Удэнуки-ана (ко-сукаси) с обеих сторон цуба подчеркнуты инкрустацией золотом в технике нуномэ-дзоган.

С обеих сторон в центральной области сэппа-даи к цуба примыкают металлические сэппа.

Ножны – сая выполнены из древесины с последующим покрытием лакокрасочным материалом красного (бордового цвета – акэнури-сая).

В сечении сая овальной формы.

С лицевой стороны немного ниже устья, ножны имеют выступ куригата с прорезью, через которую продет и завязан узлом плотный шнур сагео.

Устье коигути и наконечник кодзири выполнены из рога аналогично касира рукояти. 

Историческая справка:

Честь носить его; права, которыми он наделял… связанные с ним суеверия; невероятно высокая цена на хороший клинок… глубокие знания, требовавшиеся для того, чтобы компетентно оценить качество меча – все это, в совокупности, придавало японскому мечу значение, выходящее за рамки обычного понимания. 

Ранние документальные памятники истории «Кодзики» (Записи о делах древности) 712 года и «Нихонги» (Анналы Японии) 720 года, повествующие о сотворении японских островов, содержат неоднократные упоминания о мече.

Неистовый бог Сусанно победив восьмиглавого змея Ямато-но Ороти, извлек из его хвоста знаменитый меч, известный как «Амэ-но муракомо-но цуруги» (Меч клубящихся облаков) – драгоценность, подаренная солнечной богине Аматерасу Омиками. Принц Ямато-дакэ, посланный усмирить в двенадцати землях Восточной стороны аборигенов – эбису, окруженный врагами в землях Овари при помощи этого меча смог отвратить от себя неминуемую гибель, скосив окружающую его горящую траву. После этого меч получил новое имя – «Кусанаги» (Косящий траву). Со временем он стал одной из трех священных регалий, обладание которыми определяло легитимность правления японского монарха.

В период Хэян (782 – 1184) окончательно сформировался традиционный облик изогнутого японского меча с односторонней заточкой клинка.

Упоминая процесс изготовления меча, являвшийся в Японии особым ритуализированным действом, британский исследователь и коллекционер Эдвард Гилберстон (1813 – 1904) писал: «…кузнец облачался в свои церемониальные одежды и надевал высокую шапку эбоси, в то время как чкркз его кузнецу уже была натянута симэнава, или соломенная веревка, с подвешенным к ней гохэй, которые должны были отпугивать злых духов и притягивать добрых. Нам даже рассказывают, что, когда Мунэтика выковывал меч и его оставил подмастерье, на землю спустился бог Инарисама и помог ему в критический момент.

Неугасающий интерес исследователей и ценителей оружейной культуры вызывают работы времен расцвета искусства японских кузнецов – эпохи Камакура (1185 – 1332). В каждой последующей странице истории японского меча исследователи находят имена выдающихся мастеров своего времени.

Изучать такое искусство явление как японский меч невозможно в отрыве от многовековой культуры самурайского сословия, в недрах которой он обрел статус объекта почитания и преклонения.

Среди отличительных признаков, указывающих на социальное положение человека – принадлежность к военному сословию в феодальной Японии периода XVI – XIX вв. было наличие у пояса человека двух мечей – пары дайсё, состоявшей из длинного боевого меча катана и более короткого меча вакидзаси. Данная традиция берет свое начало во времена Муромати (1392 – 1572) и окончательно утвердилась в эпоху правления сёгунов династии Тогугава – период Эдо (1603 – 1867).

Правительство сегуната законодательно закрепило за самуройством прерогативу на обладание мечом – «Тайтогомон», в отдельных случаях регламентируя ношение короткого меча представителями иных сословных групп.

С политическими преобразованиями, затронувшими Японию во второй половине XIX в. и выразившимися в реставрации фактической власти императора Мэйдзи в 1868 году, самурайское сословие постепенно утратило свое исключительное положение в обществе.

В 1876 г. указом Дадзёкан (высшего государственного органа при императорском дворе) «Хай То Рэй» было запрещено ношение мечей гражданскими лицами, к которым относились все, кто не состоял на службе императора. Данный запрет стал критическим моментом в череде реформ, явившихся причиной антиправительственного выступления 1877 года, известного в истории как «Сацумское восстание» под руководством Сайго Такамори.

В период Мэйдзи (1868 – 1912) множество оружейников отошло от кузнечного ремесла. Оставшиеся мастера продолжили работу в условиях значительно более узкой востребованности своих изделий. 

Одной из провинций, давших Японии множество известных кузнечных имен, стала Кага-но куни или Касю. Земли Касю лежали на западном побережье центрального острова японского архипелага – Хонсю и входили в регион Хокурикудо, через который проходила одноименная дорога.

Среди прочих мастеров из Кага-но куни, известны оружейники кузнечной группы Киёмицу, работавшие в Касю на протяжении длительного исторического периода.

Согласно ряду японских источников, линия Касю Киёмицу (Киёмицу из провинции Кага) также, как и Касю Юкимицу (Юкимицу из Кага) берет свое начало из двух (Санэкагэ, Томосигэ) старых кузнечных школ этой провинции – Фудзисима Томосигэ.

По общепринятому мнению, Фудзисима Томосигэ I в годы Оэй (1394 – 1428) перебрался в Касю из соседних земель Этидзэн.

Его потомки работали на протяжении длительного времени. Изделия Фудзисима Томосигэ сохранили в себе черты традиции Бидзэн. Одновременно по одной из версий он был учеником Рай Кунитоси.

Касю Киёмицу I из школы Фудзисима Томосигэ подписывал свои работы как «Киёмицу». Он был сыном Мицуюки. Его дзокумё (общественное имя) – Фудзигоро. Активный период его работы датируется эрой Бунъан (1444 – 1449).

Для его работ был характерен узор закалённого лезвия – хамон в виде прямой линии сугу-ха или ко-гуномэ с крупными частицами закаленного металла – ниэ-дзуку. Киёмицу I умер в третьем году эры Хотоку (1449 – 1452).

Киёмицу из Кага-но куни во втором поколении работал в эру Мэйо (1492 – 1501). Он подписывался как «Киёмицу», «Касю-но дзю Киёмицу» – «Киёмицу из Касю». Его дзокумё – Фудзисабуро. Проживал в Идзумимура.

Для его работ характерны: узор металла – дзи-хада в виде смеси древесного иматэ и прямослойного масамэ; выступающие над поверхностью металла зёрна – хада-тати; белёсые участки – сироки-гокоро на темной поверхности металла. Узор хамон типа прямого сугу либо волны гуномэ. Отнесен к вадзамоно.

Киёмицу II скончался в третьем году эры Эйсё (1504 – 1521).

Период работы Касю Киёмицу в третьем поколении датируется эрой Эйсё (1504 – 1521). Он подписывал свои мечи как «Киёмицу» и «Касю-но дзю Киёмицу» – «Киёмицу из Касю». Его дзокумё – Фудзисабуро. Проживал в Идзумимура.

Как указывает известный историк и эксперт в области японских мечей Токуно Кадзуо на стр.158 энциклопедии кузнецов «Токо Тайкан», следы Касю Киёмицу прослеживаются из Идзумимура на протяжении нескольких поколений Киёмицу. Работы Киёмицу в четвертом поколении – Фудзидзиро Киёмицувстречаются в эру Тэнбун (1532 – 1555). Мечи, авторство которых принадлежат Киёмицу в пятом поколении – Фудзисабуро Киёмицу, датируются эрой Эйроку (1558 – 1570), а Сакусукэ Киёмицу – мастер в шестом поколении, взяв псевдоним Саку Уэмон, ковал мечи в Идзумимура в годы Тэнсё (1573 – 1592). Брат Сакусукэ (VI поколение), Ёсиуэмон Киёмицу, в это же время работал в Эттю Морияма – Такаока.

Кузнецы Киёмицу из провинции Кага продолжали работать в период «Новых мечей» – дзидай Синто (1596 – 1781).

В эру Канбун (1661 – 1673) в провинции Эттю в Такаока работал Киёмицу, подписавший мечи «Эттю-но дзю Фудзивара Киёмицу» – «Фузивара Киёмицу из провинции Эттю». Его дзокумё – Горосаэмон.

Первым Касю Киёмицу времен «Новых мечей» считается оружейник, активный период работы которого датируется эрой Энпо (1673 – 1681). Он подписывался как: «Касю Канадзава-но дзю Фудзивара Киёмицу» – «Фудзивара Киёмицу из Кадзивара, что в Касю». Его звали Тёбэй. Поскольку он проживал в Касамаи в небольшой хижине для бедных, принадлежащей клану Маэда в Кага-хан (владении Кага), то получил прозвище – «Хинин Киёмицу».

Рассматривая его работы можно обнаружить туманные образования – ниои-дэки на выступающих зёрнах хада-тати. Отличительной чертой его мечей был древесный узор – итамэ с вкраплениями прямослойного масамэ – масамэ-мадзири. Узорзакаленного лезвия – хамон в виде прямой с мелкими частицами ниэ – ко-ниэ. Приутствуют ко-аси. Отнесен к вадзамоно. Умер в четвертом году эры Дзёкё (1684 – 1688).

Отец «Хинин Киёмицу» – Дзирокюро работал в эру Дзёо (1652 – 1655). Он подписывал свои изделия как «Киёмицу». Узор стали – древесный итамэ, хамон в его работах бывает, как прямой сугу с ко-ниэ, так и в виде широкой волны нотарэ. Встречаются также гравировки хоримоно.

Киёмицу II, работавший в эру Гэнроку (1688 – 1704), известный подписью: «Касю0но дзю Фудзивара Киёмицу ойтэ Касамаи цукуру корэ» – «Фудзивара Киёмицу из Касю, сделал это, находясь в Касамаи». Его дзокумё – Тёуэмон. Сын Тёбэя Киёмицу. На его работах наблюдается узор стали мокумэ и хамон сугу-хоцурэ (прямой с обтрепавшимися краями).

Скончался в восьмом году эры Кёхо (1716 – 1736)

Синто Касю Киёмицу III подписывался как «Киёмицу». Его имя – Тёбэй. Работал в эрй Гэнбун (1736 – 1741).

Начиная с этого поколения семейство из Касамаи возвращается в Канадзава. Киёмицу в третьем поколении, как указывают японские источники, изготовил небольшой количество мечей. Умер в возрасте 64 лет в четвертом году эры Хорэки (1751 – 1764).

Киёмицу работали вплоть до XIX столетия.

В эру Ансэй (1854 – 1860) ковал мечи Киёмицу, который подписывался как: «Касю Канадзава-но дзю Фудзиэ Сэйдзиро Фудзивара Киёмицу» – «Касю Канадзава-но дзю Фудзивара Киёмицу». Его имя – Фудзиэ Сэйдзиро. Проживал в Кодацуно. Искусству изготовления клинков обучался у своего отца – Сукэсиро Хаясэ и деда Кодзиро Киёмицу.

Клинки этого мастера отличаются поверхностью с мелким древесным узором – ко-итамэ, на котором видны «разбросанные» волны хамон гуномэ или хаотичные – гуномэ-мидарэ с малыми частицами закаленной стали – ко-ниэ. 

Вывод:

Представленный на экспертизу предмет является образцом традиционного японского оружейного искусства. Пропорции, форма и размеры клинка, позволяют классифицировать меч как катана.

Предмет экспертизы не имеет подписи автора – му-мэй.

В июне 2003 года представленный образец сертифицирован Обществом по сохранению искусства японского меча (Нихон Бидзюцу Токэн Ходзон Кёкай) как катана, выкованный в традиции кузнечной школы Киёмицу из провинции Кага (Касю Киёмицу) в перио «Новых мечей» и отнесен к «Ходзон токэн» – «Оберегаемым мечам». Эти данные отражены в сопроводительной документации (сертификат № 364545).

Сопоставление материалов сертификата с параметрами меча в ходе аналитической работы выявило их полную идентичность.

На основе документальных источников по истории японского оружейного искусства, экспертом представлена краткая историческая справка о линии Касю Киёмицу с XIV по XIX века.

В соответствии с принятой периодизацией данный катана по времени изготовления представляется возможным датировать второй половиной периода «Новых мечей» — дзидай Синто (1596 – 1781).

Предмет экспертизы имеет антикварное значение и несомненную историческую ценность.

На основании статьи 7, содержащей перечень категорий предметов, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», а также в соответствии с ГОСТ Р51215-98 и результатами настоящей экспертизы, меч представляет собой культурную ценность.

Цена: 320.000 р.

Купить