Waterloo

Антикварный магазин офицерских вещей Александра Корниенко
в Москве

Телефоны салона

+7(916) 834-89-78 +7(985) 578-41-80

Встречи по предварительному звонку

Схема проезда

Традиционный японский меч «вакидзаси» (оригинальное название оружия на японском языке; 脇差). Япония. Японское производственное изготовление клинка меча, мастера-кузнеца Сукэсада из селения Осафунэ (современный округ Оку) провинция Бидзен (или Бисю — историческая провинция Японии, в настоящее время район префектуры Окояма, остров Хонсю), выпуска XV – XVII вв. Период времени «Старых мечей» — Кото (795 – 1596 гг.). Период «Новых мечей» — Син-то (1596-1781 гг.). Период Муромати (1336-1573 гг.). Период Эдо (1603-1868 гг.). Время правления сёгунов из рода Токугава (1603—1867 гг.). Японское производственное изготовление оправы меча (цубы, рукояти, фути, мэнуки касира, хабаки, ножен и кодзуки), выпуска XVI – XVIII вв. Период Муромати (1336-1573 гг.). Период Эдо (1603-1868 гг.). Японское производственное изготовление трех сепп меча, выпуска конца периода Эдо (1603-1868 гг.).

Описание:

Традиционный японский меч «вакидзаси» (оригинальное название оружия на японском языке; 脇差). Япония.

Японское производственное изготовление клинка меча, мастера-кузнеца Сукэсада из селения Осафунэ (современный округ Оку) провинция Бидзен (или Бисю — историческая провинция Японии, в настоящее время район префектуры Окояма, остров Хонсю), выпуска XV – XVII вв.

Период времени «Старых мечей» — Кото (795 – 1596 гг.). Период «Новых мечей» — Син-то (1596-1781 гг.).

Период Муромати (1336-1573 гг.). Период Эдо (1603-1868 гг.).

Время правления сёгунов из рода Токугава (1603—1867 гг.).

Японское производственное изготовление оправы меча (цубы, рукояти, фути, касира, хабаки, мэнуки, ножен и кодзуки), выпуска XVI – XVIII вв. Период Муромати (1336-1573 гг.). Период Эдо (1603-1868 гг.).

Японское производственное изготовление трех сепп меча, выпуска конца периода Эдо (1603-1868 гг.).

Оригинал, подлинник.

Фотография общего плана.

Подставка под меч, чехол, коробка и экспертное заключение аттестованного эксперта Министерства Культуры РФ в наличии.

Экспертное заключение.

Размеры меча:

Общая длина в ножнах – 660 мм.

Общая длина без ножен – 652 мм.

Длина клинка с хвостовиком — 575 мм.

Длина клинка без учета хвостовика — 453 мм.

Ширина полотна в наиболее широкой части – 24 мм.

Материал и техника изготовления: сталь, ковка, закалка, сплав цветных металлов (латунь, медь), дерево, серебрение, краска, кожа ската, полировка, покраска, литье, клей, железо, инкрустация золотом, гравировка, плакирование, чернение.

Состояние: утрата обмотки на рукояти, а также утрата на ней накладки мэнуки. Утрата части самэ на ножнах, а также утрата на них подвесной скобы куригаты.

Был произведен демонтаж предмета (извлечение клинка из оправы).

Описание меча:

Клинок.

Клинок меча стальной, кованый, полированный, шестигранный в сечении, с режущим нижним краем и округло-треугольным боевым концом, в форме синоги-дзукури, ручной ковки. На полотне клинка прослеживаются царапины и оксидные процессы.

Запорная муфта – хабаки пятигранной формы изготовлена из меди и покрыта серебром, с орнаментацией в виде точечного и линейного орнамента.

Хвостовик клинка имеет три крепежных отверстия, полученные методом пробивки, одно из них запломбировано. С левой стороны хвостовика клинка иероглифическая надпись на японском языке 備州長船祐定 (русский перевод; Сукэсада из Осафунэ Бидзен).

Примечание:

По своим свойствам клинок меча (в комплекте с рукоятью) предназначался для рубящих и колющих ударов, а также для режущих действий.

Рукоять.

Рукоять (основа) вакидзаси деревянная, обтянутая белой кожей ската, с отсутствием части ее фрагмента. Обмотка утеряна. На детали присутствует накладка мэнуки, выполненная из цветного металла с чернением и инкрустацией золотом. Сюжетная линия отражает мифологического японского морского дракона — Рюдзина. В нижней части рукояти фиксирующая втулка – муфта — фути. Деталь изготовлена также из цветного металла с золотой инкрустацией и чернением. Сюжетная линия отображает сценическое изображение японского морского дракона Рюдзина.

В верхней части рукояти вакидзаси можно визуально наблюдать навершие – касира, изготовленную, как и предыдущая деталь из цветного металла, с золотой инкрустацией и чернением. Сюжет элемента отображает тот же мифологический сюжет — японского морского дракона Рюдзина.

В начальной части рукояти имеется два сквозных отверстия для фиксации с хвостовиком меча. Соединение частей произведено с помощью запорного деревянного штыря (одно отверстие функционально, другое отверстие – выполнено ранее, чем предыдущее).

Японская гарда – цуба округлой формы, изготовлена из железа с полукруглой выемкой для ножа хозяйственного назначения – кодзуки. Поверхность детали имеет следы золотой инкрустации. Сюжетная линия отображает волны моря и японский двухмачтовый корабль, уходящий за скалы с одной стороны и летающих птиц с другой.

С обеих сторон цубы прилагаются три регулировочные шайбы – сеппы, изготовленных из латуни и меди.

Ножны.

Ножны (сая) – изготовлены из двух деревянных частей, склеенных между собой и в сечение имеют овальную форму. Ножны содержат покрытие самэ в виде полированной крупнозернистой шкуры крупной морской рыбы, а также глины. На отдельных участках данное покрытие имеет утраты. Оконечность ножен закруглена.

С внешней стороны ножен (стороны, обращенной от тела при ношении меча) отсутствует выступ с прорезью (куриката), на месте которого наблюдаются следы его утраты. Данная деталь, при ее наличии, обеспечивает крепеж шнура (сагэо), фиксирующего положение меча у пояса.

С внутренней стороны ножен имеется отверстие для хозяйственного ножа – кодзука. Данный предмет в наличии. Нож выполнен из железа (не подвергался термической обработки), меди и золотой инкрустации. Сюжетная линия отображает рака, ловящего стрекозу.

Ножны имели два основных функциональных назначения:

а) защита клинка меча от коррозии.

б) защита владельца меча, а также его окружения от непреднамеренных самопроизвольных повреждений.

Выводы экспертизы:

Предмет можно идентифицировать с традиционным японским мечом «вакидзаси» (оригинальное название оружия на японском языке; 脇差), Японии, японского производственного изготовления клинка меча, мастера-кузнеца Сукэсада из селения Осафунэ (современный округ Оку) провинция Бидзен (или Бисю — историческая провинция Японии, в настоящее время район префектуры Окояма, остров Хонсю), выпуска XV – XVII вв., периода времени «Старых мечей» — Кото (795 – 1596 гг.), период «Новых мечей» — Син-то (1596-1781 гг.), периода Муромати (1336-1573 гг.), период Эдо (1603-1868 гг.), времени правления сёгунов из рода Токугава (1603—1867 гг.), японского производственного изготовления оправы меча (цубы, рукояти, фути, касира, хабаки, мэнуки, ножен и кодзуки), выпуска XVI – XVII вв., период Муромати (1336-1573 гг.), период Эдо (1603-1868 гг.), японского производственного изготовление трех сепп меча, выпуска конца периода Эдо (1603-1868 гг.).

Японский меч «вакидзаси» был предназначен как дополнительное холодное оружие к более длинному мечу «катана» (катаны от 60 см в длину без учета хвостовика), был удобен в более тесной схватке в узком пространстве, например тесный по определению дом, или узкие проходы замка. Японский меч «вакидзаси» обладал режущими, колющими и рубящими свойствами.

Историческая справка:

Японский меч на протяжении столетий, будучи непременным спутником воина-самурая, являлся тем, что обеспечивало его положение в иерархической структуре феодального общества Японии и во многом определяло образ жизни и мыслей.

С течением времени меч эволюционировал, став не только средством ведения боя, но и объектом поклонения и почитания.

«Честь носить его; права, которыми он наделялся; связанные с ним суеверия; семейные традиции; глубокие знания, требовавшиеся для того, чтобы оценить качество меча – все это, в совокупности, придавало японскому мечу значение, выходящее за рамки обычного понимания», Ф. Бринкли (1841-1912 гг.).

В отдельные исторические периоды с изменением тактики ведения боя, японский меч менялся в пропорциях.

В конце периода Муромати (1392 – 1572 гг.), а также в последующий за ним период Момояма (1573 – 1599 гг.) нередко мечи подвергались укорачиванию (преимущественно со стороны хвостовика), что меняло их первоначальную длину и позволяло адаптировать для пешего боя.

Одним из отличительных признаков, указывающих на социальное положение человека – принадлежность к военному сословию самураев (буси), в феодальной Японии периода с конца XVI– до второй половины XIX вв., стало наличие у пояса человека двух мечей – пары дайсё, состоявшей из меча катана (дайто) и более короткого меча вакидзаси (сёто), носимых лезвием вверх. Данная традиция берет свое начало в XVI веке и окончательно утвердилась в эпоху правления сегунов династии Токугава – период Эдо (1603 – 1868 гг.).

Иллюстрация из книги Инадзе Кайро о жизни двух самураев Санмото Горозаэмон и Масааки Ино, которые решили сразиться между собой. У героев можно заметить прикрепленные к поясу мечи-вакидзаси. Книга была издана в 1783 году.

Правительство сегуната законодательно закрепило за самурайством прерогативу на обладание мечем – «Тайтогомон», в отдельных случаях регламентируя ношение короткого меча представителями иных сословных групп.

Меч вакидзаси оставался у пояса самурая даже тогда, когда он, следуя нормам этикета, расставался на время с боевым мечем катана. Вместе с тем, короткий меч был не менее действенным орудием в руках профессионального воина и даже приобретал серьезные преимущества перед длинным мечем в стесненных условиях ограниченного пространства помещений.

С политическими преобразованиями, затронувшими Японию во второй половине XIX века и выразившимися в реставрации фактической власти императора Мэйдзи в 1868 году самурайское сословие постепенно стола терять свое исключительное положение в обществе.

В 1876 году отдельным указом императора «Хайторэй» было запрещено ношение мечей гражданским лицам, к которым относились все, кто не состоял на службе императора. С этого времени самураи ограничивались в правах, и образ воина с двумя мечами у пояса канул в прошлое.

Вместе с тем, японский меч не ушел в историю, оставшись лишь символом феодальной Японии. Часть кузнечных мастеров не оставили оружейное ремесло и продолжили работу в условиях значительно более узкой востребованности своих изделий.

В первой половине ХХ века были предприняты усилия по стимулированию производства японских мечей как военного образца для нужд армии и военно-морского флота, так и традиционного типа.

В послевоенный период изготовление японских мечей некоторое время находилось под запретом оккупационных властей, после снятия которого, японские оружейники продолжили свою практику.

Фотографии японских самураев с традиционными японскими мечами —тати, катана и вакидзаси (черно-белые и раскрашенные черно-белые снимки).

Традиционный меч «вакидзаси» является объектом музейного значения, предмет собирательства и коллекционирования японского антикварного холодного оружия.

Атрибуция традиционного японского меча «вакидзаси», выполнена на основании визуального обследования предмета, с извлечением клинка из оправы.

На основании перечня категорий предметов, подпадающих под действие закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15.04.1993 года, за № 4804-1 и результата настоящей экспертизы данный предмет — традиционный японский меч «вакидзаси» (оригинальное название оружия на японском языке; 脇差), Японии, производственного изготовления клинка меча, мастера-кузнеца Сукэсада из селения Осафунэ (современный округ Оку) провинция Бидзен (или Бисю — историческая провинция Японии, в настоящее время район префектуры Окояма, остров Хонсю), выпуска XV – XVII вв., периода времени «Старых мечей» — Кото (795 – 1596 гг.), период «Новых мечей» — Син-то (1596-1781 гг.), периода Муромати (1336-1573 гг.), период Эдо (1603-1868 гг.), времени правления сёгунов из рода Токугава (1603—1867 гг.), японского производственного изготовления оправы меча (цубы, рукояти, фути, касира, хабаки, мэнуки, ножен и кодзуки), выпуска XVI – XVII вв., период Муромати (1336-1573 гг.), период Эдо (1603-1868 гг.), японского производственного изготовление трех сепп меча, выпуска конца периода Эдо (1603-1868 гг.) — признается культурной ценностью.

Цена: продано.

Купить