Военный меч кай-гунто, образца 1937 года офицера Императорского флота Японии. Изготовлен арсеналом Тоекава. Выпуск 1937-1944 гг. Время правления императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.). Период 2 Мировой войны (1939-1945 гг.).
Описание:
Военный меч кай-гунто, образца 1937 года офицера Императорского флота Японии. Изготовлен арсеналом Тоекава. Выпуск 1937-1944 гг.
Время правления императора Японии Хирохито (1926-1989 гг.).
Период 2 Мировой войны (1939-1945 гг.).
Оригинал. Подлинник.

Экспертное заключение.
Конструкция меча включает в себя следующие основные элементы:
- Клинок – металлическую полоску с режущей кромкой (лезвием).
1.1.Муфту хабаки.
- Детали оправы:
- Ножны сая.
- Металлическая муфта кути-ганэ.
- Обоймицы аси с кольцами для подвеса.
- Скрепляющий обруч сибабики.
- Наконечник исидзуки.
- Рукоять цука.
- Муфта фути.
- Накладки мэнуки.
- Навершие кабуто-ганэ.
- Гарда цуба.
- Прокладки сэппа (2 шт.).
- Пластины дай-сэппа (2 шт.).
- Ножны сая.

Основные размеры меча:
Общая длина меча в ножнах – 945 мм
- Длина меча без ножен – 910 мм
- Длина ножен меча – 685 мм
- Длина рукояти меча – 225 мм
- Длина клинка (нагаса) – 638 мм
- Изгиб клинка (сори) – 11 мм
- Ширина клинка в основании (мотто-хаба) – 32 мм
- Ширина клинка в вершине (саки-хаба) – 25 мм
- Толщина клинка в основании (мотто-касанэ) – 8 мм
- Толщина клинка в вершине (саки-касанэ) – 6 мм
- Длина хвостовика (накаго) – 235 мм
- Максимальная ширина хвостовика – 28 мм
Замеры осуществлены при помощи измерительной рулетки и штангенциркуля.
Характеристики меча:
Клинок не имеет подписи автора (му-мэй).
Клинок традиционной формы (сугата) типа синоги-дзукури.
Клинок имеет равномерный изгиб с максимальной точкой прогиба в центре (тории-дзори).
Обух клинка конической формы – ёри-мунэ.
Острие меча (киссаки) не имеет четкой границы, характерной для клинков традиционного типа, ввиду отсутствия ребра ёкотэ, что, по всей видимости, является результатом воздействия на металл абразивных материалов. Следы применения указанных материалов наблюдаются на всей протяженности клинка с различной степенью интенсивности на отдельных участках.
Изучение поверхности металла позволяет сделать предположение, что материалом клинка является один из типов легированной стали – нержавеющая сталь со свойственными ей визуальными характеристиками.
Зона режущей кромки клинка контрастируют по цвету с остальной поверхностью, что говорит о наличии области закаленного края якиба с присущей ему мартенситно-троститной структурой. Вместе с тем, более детальное рассмотрение указывает на то, что эффект, воспроизводящий якиба с узором хамон типа сугу-ха, не является продуктом традиционной дифференцированной закалки, а достигнут при помощи одного из способов ее искусственного визуального воспроизводства.
В основании, в области ха-мати, находится незаточенная часть режущей кромки клинка – убу-ха. Клинок имеет плоскую муфту хабаки, которая проходит через хвостовик и выполняет функцию фиксирующего элемента меча при запирании его в ножнах. Форма указанной детали воспроизводит геометрическую конфигурацию клинка.
Визуальный анализ позволяет предположить, что материалом хабаки является латунь с золочением, местами утраченным вследствие механической выработки металла – от соприкосновения с внутренней поверхностью устья ножен.


Хвостовик меча (накаго):
Хвостовик формы убу с окончанием, выполненным в стиле ха-агари кури-дзири.
Обух хвостовика плоский (хира мунэ), содержит следы обработки напильником.
Хвостовик имеет отверстие мэкуги-ана, являющееся функциональным. Данное отверстие предназначено для крепления клинка с рукоятью посредством деревянного клина мэкуги.
С внешней стороны хвостовика (омотэ), обращенной от тела при ношении меча, выше крепежного отверстия мэкуги-ана находится штамп в виде якоря, заключенного в окружность. Данный штамп является отметкой арсенала Тоёкава, поставляющего продукцию для нужд военно-морского флота императорской Японии.
В нижней части Хвостовика с указанной стороны находятся два иероглифических символа – десять (дзю) и два (ни), в сумме образующих число двенадцать.
С обеих сторон хвостовик имеет опиловку в традиционном стиле ясуримэ судзикай.



Оправа меча (косираэ):
Оправа меча – военного типа, регламентированная уставными предписаниями.
Рукоять меча цука образована двумя склеенными между собой деревянными частями, имеющими одно отверстие для крепежного клина мэкуги, обеспечивающего сквозную фиксацию клинка с рукоятью. В сечении рукоять овальной формы.
Деревянная основа рукояти покрыта шкурой ската самэ, которая отшлифована и окрашена в черный цвет. Поверх данного покрытия плотно наложена обмотка льняной тесьмой в традиционном стиле моро-хинэри-маки с перекручиванием витков. Тесьма имеет характерные следы износа в виде загрязнений и потертостей.
Металлические детали рукояти выполнены из сплава цветного металла и имеют фрагментарно утраченное золочение.
Под оплетенной рукоятью с обеих сторон размещены металлические, идентичные друг другу, изготовленные при помощи техники штампа декоративные накладки мэнуки в виде трех частично перекрывающих друг друга медальонов с изображением цветов вишни сакуры. Участки данных деталей с утраченным покрытием демонстрируют продукты коррозионного воздействия на металл.
Помимо того что накладки мэнуки играют роль художественного элемента оформления рукояти меча, они несут в себе практическое назначение. Вследствие того что мэнуки разнесены с обеих сторон на разном расстоянии, своей выпуклой формой они способствуют более прочному хвату рукояти.
Навершие рукояти кабуто-ганэ представляет собой фигурную колодку, своими открытыми участками демонстрирующую покрытие шкурой ската самэ и имеющую сквозное отверстие в центре, в которое вставлена полая втулка. Та, в свою очередь, служит каналом для прохождения шнура, выполняющего функцию утраченного металлического кольца сарутэ, удерживающего темляк в наличии такового.
Поверхность кабуто-ганэ имеет рельефный декор, полученный путем инкрустации элементами в виде позолоченных цветов и листьев вишни сакуры на фоне поверхности, обработанной при помощи точечной гравировки.
В основании рукояти расположена съемная муфта фути, имеющая отверстие для прохождения хвостовика меча. Данная деталь имеет на своей поверхности рельефные изображения цветов и листьев вишни сакуры, полученные путем литья металла под давлением.
Внутренняя поверхность муфты фути имеет оттиск в виде вертикально расположенных иероглифического символа «大» (дай) и трех арабских цифр, образующих номер «411».
Гарда меча цуба, выполненная из сплава цветного металла, имеет овальную форму.
В своей конструкции цуба имеет два отверстия, одно из которых (нагано-ано) служит для прохождения хвостовика, а второе, овальное кодзука-хицу ана, характерное для традиционных цуба, является нефункциональным в данной оправе.
С обеих сторон, к гарде прилегает по одной, меньших размеров овальной пластине дай-сэппа с орнаментом в виде расходящихся лучей солнца.
В свою очередь к указанным элементам примыкают меньшего размера овальные прокладки сэппа (по одной с каждой стороны) с рифленым краем и отверстиями для хвостовика, выполненные из сплава цветного металла.
Каждая из вышеуказанных деталей имеет на своей поверхности оттиск в виде вертикально расположенных иероглифического символа «大» (дай) и трех арабских цифр, образующих номер «411». По аналогии с другими деталями оправы, данная маркировка, вероятно, выполняла роль сборочного номера элементов оправы меча.
Ножны сая образованны из двух деревянных полос, склеенных между собой. Поверх деревянной основы наложено покрытие шагренью, которое отполировано и окрашено в черный цвет с последующей лакировкой.
В сечении ножны имеют овальную форму.
Прибор ножен состоит из деталей, выполненных из сплава цветного металла и покрытых золочение: устье ножен кути-ганэ, две обоймицы аси с кольцами для подвеса; фигурное кольцо сибабики, скрепляющее ножны в нижней части и наконечник исидзуки, исполненный в виде фигурной колодки с открытым в центре участком, демонстрирующим поверхность ножен.
Рельефный декор металлических деталей ножен выполнен при помощи техники литья и представлен изображения цветов и листьев вишни сакуры на фоне фактурной поверхности.
Обоймицы имеют отличительный для деталей оправы данного типа мечей художественный элемент иномэ (с яп. «глаз кабана») в виде открытого участка в форме сердца.
Все вышеперечисленные детали местами утратили золочение.
На поверхности ножен наблюдаются локальные механические повреждения лакокрасочного слоя.









Историческая справка
С наращиванием Японией в первой половине XX в. военной мощи, выразившимся в политике активной внешней экспансии в зоне тихоокеанского бассейна, сопровождавшимся тотальной милитаризацией всех сфер жизнедеятельности страны, одновременно происходило усиление идей традиционализма, питавших концепцию «японского национального духа». Механизмы семейно-родовых взаимоотношений, свойственные прежним временам, стали основой принципа служения божественному императору.
Самурайская идеология, некогда являвшаяся достоянием одной из сословных групп феодального сообщества, нашла новые формы воплощения в XX в. Догматы Бусидо (свод этических норм и предписаний, закрепленных в ряде письменных трудов, в частности, Дайдодзи Юдзана, Токугава Иэясу и Яматото Цунэтомо, обобщивших морально-нравственную основу идеологии служилого дворянства средневековой Японии) стали основой материально-нравственных ценностей представителей армии и флота императорской Японии, а вместе с тем и всего японского общества.
«Хороший слуга прежде всего думает о своем господине.
Это высшая категория слуг».
Ямамото Цунэтомо «Хагакурэ» (Сокрытое в листве), XVII в.
В 1937 году военно-морское ведомство утвердило образец меча (тип 97), предназначавшийся для офицеров и мичманов императорского флота. Данный меч – кай-гунто (с японского языка «морской военный меч») – имел в своей конструкции все элементы, свойственные традиционным японским мечам типа тати, которые носились в феодальный период представителями самурайского сословия (буси) подвешенными у пояса лезвием вниз. Конструктивным отличием уставного морского меча от традиционных являлось наличие у первого на обоймицах ножен подвижных колец для подвеса. Материалы и способы их обработки, используемые при производстве военных мечей, были отличны от традиционных. Исключением являлись изделия, имевшие в своей конструкции клинки традиционных японских мечей самурайского типа, и образцы, выкованные вручную оружейниками первой половины ХХ в. (гендайто).
Первый военнопленный японский моряк лейтенант Кадзуо Сакамаки, командир малой субмарины М-19, захваченный военнослужащими США в 1941 году у гавайских островов, имел при себе меч кай-гунто.

Офицер Императорского Японского морского флота с мечем кай-гунто.
Производство морских мечей продолжалось вплоть до конца Второй мировой войны в 1945 году, после чего в ходе капитуляции и последующей оккупации Японии союзными войсками военные мечи подверглись утилизации, а частью были вывезены в страны Западной Европы, СССР, Австралию и Соединенные Штаты Америки в качестве военных трофеев. Итогом данной практики явилось то, что тысячи японских мечей оказались вне территории Японии.
Вывод:
По итогам проведенной экспертной работы видится возможным сделать следующий вывод.
Представленный на экспертное заключение предмет является подлинным японским мечем – кай-гунто образца 1937 года (тип 97), предназначавшийся офицерам и мичманам императорского военно-морского флота Японии.
Производство морских мечей образца 1937 года продолжалось вплоть до 1945 года. Однако, наличие качественного покрытия ножен и деталей оправы из сплава цветных металлов позволяет ограничить датировку представленного меча периодом 1937-1944 гг., поскольку применение указанных материалов в начале 1945 года было приостановлено ввиду их нехватки, а затем прекращено полностью.
Детали оправы меча демонстрируют идентичный друг другу сборочный номер, что говорит об их едином комплекте. Визуальное исследование клинка позволяет предположить, что он был одним из механизированных способов, а сырьем послужила фабричная сталь. Наличие штампа на хвостовике меча указывает на его производителя – военно-морской арсенал Тоёкава.
Следы характерного износа на отдельных элементах меча позволяют говорить о его использовании (по меньшей мере – ношении и хранении) в вышеуказанный период времени.
Военные мечи являются неотъемлемой частью многовековой традиции японского оружейного искусства и их значимость основывается, прежде всего, на важности событий, произошедших в первой половине ХХ столетия и безвозвратно изменивших судьбу Японии, а вместе с тем и мировую историю.
Созданный быть орудием войны в настоящее время рассматриваемый меч перестал быть таковым и должен рассматриваться исключительно в контексте истории как символ отдельно взятой эпохи!
На основании перечня категорий предметов, попадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», а также в соответствии с ГОСТ Р51215-98 и результатами настоящей экспертизы, указанный японский меч кай — гунто представляет собой культурную ценность.
Порча или уничтожение представленного на экспертное заключение предмета попадают под действие статьи 243 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Японское холодное оружие одно из самых красивых в мире, его пропорции поражают воображение. Самурайский меч — это символ воина, на его острие его душа, его кодекс, его жизнь и смерть. Японские мечи — это произведения искусства признанное во всем мире. Японские меч — это то что нужно понять душой. Холодное оружие Японии выковывалось столетиями и вместе с тем выковывался его дух – Бусидо.
Купить меч кай-гунто в подарок мужчине это значит дать ему себя почувствовать самураем.
Меч кай-гунто — морской — самурайский — японский — купить в Москве, цена 380.000 рублей.
Цена: продано.
Купить